за 2013 год

Обращений граждан в Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора в 1 квартале 2013 года не поступало.

Во 2 квартале 2013 года в адрес МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора (далее – Управление) поступило 7 обращений. Во 2 квартале 2012 года поступило 1 обращение. 
Тематика обращений:
1) 28.03.2013 Председатель Красноярского регионального отделения демократической партии (РОДП) «ЯБЛОКО», проживающая в г. Красноярске, обратилась с письмом.
В письме она просит ответить на шесть вопросов, касающихся строительства в г. Красноярске радиационно опасных объектов - Центра позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ-центра) и отделения радионуклидной терапии:
«- входят ли в состав строящегося на территории Красноярска ПЭТ-центра и отделения радионуклидной терапии блок по изготовлению изотопов, радиофармпрепаратов? 
- существуют ли специальные нормативы в отношении строительства ПЭТ-центров и центров радионуклидной терапии, касающиеся их отдаленности от жилого массива, возможности строительства в черте города? На основе каких разрешений и нормативной документации происходит строительство на территории Красноярска ПЭТ-центра и отделения радионуклидной терапии?
- предусмотрена ли проектной документацией строительства ПЭТ-центра и отделения радионуклидной терапии в Красноярске оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)? Какие основные социально-экологические угрозы были выявлены при проектировании указанных объектов, и какие меры по их минимизации были приняты?
- согласно данным СКЦ ФМБА России, строительство ПЭТ-центра в Красноярске ведет ООО «АрхСтройМеханизация», строительство отделения радионуклидной терапии ведет ООО «Монолитстрой». Имеют ли указанные застройщики опыт в строительстве подобных объектов и подтверждающие это документы?
- какие меры обеспечения радиационной безопасности предусмотрены к реализации в ходе эксплуатации ПЭТ-центра и отделения радионуклидной терапии в Красноярске? Каким образом будет обеспечена экологическая безопасность объектов, учитывая их близкое расположение с жилыми домами и рекой Енисей?
- какие радиофармпрепараты будут использоваться в ходе эксплуатации ПЭТ-центра и отделения радионуклидной терапии? Какова степень их радиационной безопасности для окружающих?».
Управление проанализировало все заданные вопросы и 16.04.2013 подготовило письменный подробный ответ на каждый заданный вопрос, который был направлен в адрес заявителя. 
Главное в ответах – за строящимися радиационно опасными объектами осуществляется контроль и надзор. При строительстве исполнителями выполняются требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также выполняются требования других нормативных документов. Планируемые к применению радиофармацевтические препараты (РФП) относятся к 4 и 5 категориям по потенциальной радиационной опасности и поэтому при нормальной эксплуатации опасность для человека маловероятна. 
25 апреля 2013 года И.о. руководителя управления С.А. Черновым проведен личный прием граждан, обратившихся к Владимиру Владимировичу Путину, в приемной Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.
Авторов обращений было трое:
–- об устранении обнаруженных недостатков;
–- об обращениях, просьбах и запросах граждан;
–- о повседневной деятельности Управления. 
В устных беседах И.о. руководителя управления С.А. Чернов ответил на поставленные ими вопросы. 
Кроме того, каждому Заявителю направлены в их адреса письменные ответы.
Поэтому в отчете учитываются все обращения граждан: и письменные, и на личном приеме. Следовательно всего обращений будет 7.
1) Гражданка обратилась с письмом следующего содержания:
«Узнала из СМИ, что одной из причин аварий на японской АЭС «Фукусима» называют недостаточную принципиальность надзорных органов. 
Возник ВОПРОС: Как Ваше Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору добивается устранения обнаруженных недостатков? У Вас достаточно властных полномочий?». 
30.04.2013 гражданке подготовлен письменный ответ следующего содержания:
«Федеральный государственный надзор за обеспечением радиационной безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии (далее - ОИАЭ) на территориях Сибирского федерального и Дальневосточного федерального округов осуществляет МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора через свои структурные подразделения, расположенные на территориях указанных округов. При осуществлении федерального государственного надзора за состоянием радиационной безопасности в организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии на территориях указанных регионов, должностными лицами отделов инспекций радиационной безопасности проводятся проверки (инспекции) в соответствии с требованиями норм и правил в области использования атомной энергии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (далее – Ростехнадзор) ей, в числе прочих полномочий, даны полномочия по контролю и надзору в области использования атомной энергии на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока является структурным подразделением Ростехнадзора. Деятельность МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами (далее - юридические лица) требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок (инспекций) указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, организацией и проведением проверок (инспекций) юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 
выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии и требований к физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений; 
направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.» 
2) Гражданка обратилась с письмом следующего содержания:
«Мне интересно было бы ЗНАТЬ: 
С какими повседневными просьбами, запросами, обращаются в Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора?».
30.04.2013 гражданке подготовлен письменный ответ следующего содержания:
«…..Необходимо отметить, что просьб, запросов от граждан, как мы полагаем, получаем мало – в год 3-5, я имею ввиду официальных зарегистрированных, полученных по почте или по другим средствам связи (Факсимильная связь, Электронная почта, телефон или устно при личном посещении Общественной приемной). В рабочем порядке поступают вопросы в Общественную приемную в основном по телефону, касающиеся вопросов лицензирования или по вопросам другой деятельности Управления. Таких вопросов достаточно много – в день до 20. Ответы граждане получают сразу же в течении 1-10 минут по телефону.» 
3) Гражданин обратился с письмом следующего содержания:
«Мы прекрасно знаем, из информации Главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, чем занимается Роспотребнадзор.  Он то запрещает куриные окорочка, то боржоми, то рижские сардины… Все это довольно часто показывают по телеканалам. О деятельности же Вашего Управления Ростехнадзора известно гораздо меньше. 
В связи с этим возникли ВОПРОСЫ:
Чем в повседневной деятельности занимается управление? Я знаю, что всего на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов расположено соответственно девять и три предприятия атомной промышленности, каждое из которых выдает нужную для страны продукцию. Какие предприятия входят в зону вашего контроля и ответственности? Назовите крупнейшие из них.»
30.04.2013 гражданину подготовлен письменный ответ следующего содержания:
«Повседневная деятельность Управления определена Положением о Межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.06.2011 г. № 355. В своей повседневной деятельности МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: 
- организует и проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, норм и правил в области использования атомной энергии. - Осуществляет контроль и надзор: 
- за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий на деятельность в области использования атомной энергии, разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии; 
- за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии); 
- за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов; - за соблюдением в пределах компетенции Ростехнадзора требований законодательства Российской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами; 
- за состоянием антитеррористической защищенности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; 
- за соблюдением требований технических регламентов. - осуществляет государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов), формирует дела применительно к каждому объекту использования атомной энергии, включает в дело все документы, составленные либо полученные при осуществлении такого надзора; 
- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, отнесенное законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации к компетенции Ростехнадзора, а также контроль за соблюдением лицензиатами условий действия лицензий;
 - выдает разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии.»
Существующая система информирования Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и руководителей органов власти субъектов Российской Федерации, на территории которых Управление осуществляет надзорную деятельность, а также общественных организаций и граждан о состоянии ядерной и радиационной безопасности на объектах использования атомной энергии позволяет упреждать обращения граждан и юридических лиц. 
Во 2 квартале 2013 года проведено 1 совещание по вопросам повышения эффективности работы с обращениями граждан и недопущения недостатков по этому вопросу, выявленных в период с 19 по 28 апреля 2012 года комиссией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в ходе плановой комплексной проверки деятельности МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора.

В 3 квартале 2013 года в адрес МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора (далее – Управление) поступило 6 обращений. В 3 квартале 2012 года поступило 1 обращение. 
Тематика обращений:
25 сентября 2013 года И.о. руководителя управления С.А. Черновым проведен личный прием граждан, обратившихся к Владимиру Владимировичу Путину, в приемной Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.
Авторов обращений было трое:
– об радиофобии; 
– о необходимости устанавливать навигационную систему ГЛОНАСС на легковые автомобили (внедорожники), используемые в качестве спецтранспорта для транспортирования ИИИ;
- о сути изменений внесенных ФЗ от 2 июля 2013 года №159-ФЗ в статьи 25 и 26 ФЗ от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
В устных беседах И.о. руководителя управления С.А. Чернов ответил на поставленные ими вопросы. 
Кроме того, каждому Заявителю направлены в их адреса письменные ответы.
Поэтому в отчете учитываются все обращения граждан: и письменные, и на личном приеме. Следовательно всего обращений будет 6.

1) Гражданин обратился с письмом следующего содержания:
«Есть такой термин - радиофобия. 
В связи с этим возник ВОПРОС:
Скажите, что на Ваш взгляд необходимо делать, чтобы уменьшить (полностью исключить не удастся) боязнь наших граждан атомной энергетики, в том числе и объектов использования атомной энергии?». 
25.09.2013 гражданину подготовлен письменный ответ следующего содержания:
«Для уменьшения состояния «тревожности» граждан относительно работы предприятий атомной энергетики и объектов использования атомной энергии в целом необходима комплексная система мер, направленная на информирование населения. 
Самый эффективный подход – радиационное воспитание, обучение и просвещение с детского возраста, постоянное и систематическое просвещение взрослого населения. Причем информация должна быть оформлена в научно-популярной форме.
Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют контроль за состоянием радиационной обстановки на своих территориях путем использования данных, поступающих от автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО) и ежегодно заполняют радиационно-гигиенические паспорта территорий по результатам контроля, издают сборники о состоянии радиационной обстановки на территории. 
Кроме того, необходимо осуществление мероприятий по информированию и образованию населения непосредственно ведомством, в составе которого находятся предприятия атомной энергетики и ядерно-топливного цикла (государственная корпорация «Росатом») – так называемая «политика прозрачности, открытости, гласности». Это и организация экскурсий на объекты использования атомной энергии, и публикация в СМИ данных о радиационной обстановке на территории таких объектов, и публичные лекции о необходимости развития альтернативных углю и нефти источников энергии. Публичное обсуждение этих статей, в том числе и в СМИ.
В настоящее время на территории ЗАТО и городов-спутников объектов использования атомной энергии действует система информирования о значениях мощности эквивалентной дозы (в мкЗв/ч) на мониторах, установленных в доступных местах. Публикуются издания организаций, осуществляющих надзор в области использования атомной энергии (Ежеквартальный научно-практический журнал «Ядерная и радиационная безопасность»), и предприятий ядерно-топливного цикла, (например Вестник ГХК, Вестник СХК).
Эти и другие меры помогут уменьшить (ослабить) боязнь наших граждан атомной энергетики, в том числе и объектов использования атомной энергии».

2) Гражданин обратился с письмом следующего содержания:
«В соответствии с приказом Минтранса России от 31.07.2012 № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов» необходимо устанавливать данную навигационную систему на автомобильный транспорт, перевозящий опасные грузы, в том числе и опасные грузы класса 7 (радиоактивные вещества).
Категория N - Транспортные средства, используемые для перевозки грузов, - автомобили грузовые и их шасси 
(выдержка из приказа Минтранса России от 31.07.2012 №285)
В связи с этим возник ВОПРОС:
Необходимо ли нашей организации устанавливать навигационную систему ГЛОНАСС на легковые автомобили (внедорожники), используемые в качестве спецтранспорта для транспортирования ИИИ?».
25.09.2013 гражданину подготовлен письменный ответ следующего содержания:
«Здесь следует отметить, что в приказе Минтранса России от 31.07.2012 № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов» приведены те требования, которые относятся непосредственно к средствам навигации (вид системы: ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, стандарты частот, протоколы обмена данных и т.д.).
Перечень транспортных средств, в том числе транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов, приведен в приказе Минтранса от 9 марта 2010 г. N 55 «Об утверждении перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». В разделе II этого приказа приведены виды транспортных средств категории N, используемые для перевозки опасных грузов и подлежащие обязательному оснащению аппаратурой спутниковой навигации:
1. Транспортные средства категории EX/II или EX/III – для перевозки взрывчатых веществ и изделий;
2. Транспортные средства категории FL – для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей и газов;
3. Транспортные средства категории OX - для перевозки пероксида водорода;
4. Транспортные средства категории AT - для перевозки опасных грузов (за исключением перечисленных в пунктах 1 – 3) во встроенных цистернах;
5. Транспортные средства категории MEMU - смесительно-зарядные машины.
Как видите, среди перечисленных видов отсутствуют транспортные средства, перевозящие опасные грузы класса 7 (радиоактивные вещества). Следовательно, легковые автомобили Вашей организации, используемые для перевозки источников ионизирующего излучения, не подпадают под действие приказа Минтранса от 9 марта 2010 г. №55, и Ваша организация может сама принимать решение об оснащении транспортных средств, перевозящих радиоактивные вещества, средствами навигации, руководствуясь статьями 52 и 53 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ и радиационных источников при их транспортировании» (НП-073-11)».

3) Гражданин обратился с письмом следующего содержания:
«Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 159-ФЗ были внесены изменения в статьи 25 и 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ  «Об использовании атомной энергии». 
В связи с этим возник ВОПРОС:
Прошу прокомментировать суть вышеуказанных изменений в Федеральный закон от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ  «Об использовании атомной энергии».
25.09.2013 гражданину подготовлен письменный ответ следующего содержания:
1. «В статью 25 названного Вами закона внесен следующий абзац: 
Организовывать проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии посредством выдачи заданий на проведение данной экспертизы, а также рассмотрения и принятия или непринятия заключений, подготовленных по результатам ее проведения (Абзац в редакции, введенной в действие с 3 сентября 2013года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 159-ФЗ.) 
До изменения этот абзац был в следующей редакции:
Организовывать и (или) проводить экспертизу безопасности (экспертизу обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, установленных настоящим Федеральным законом, в том числе с привлечением независимых экспертов и (или) организаций научно-технической поддержки (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2011года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ.) 
Таким образом суть изменения заключается в следующем: Орган государственного регулирования уполномочен только на организацию проведения экспертизы безопасности, посредством выдачи заданий на проведение данной экспертизы (проводить ему самому экспертизу не разрешается), а так же рассмотрения и принятия или непринятия заключений, подготовленных по результатам проведения экспертизы.
2. «В статью 26 названного Вами закона также внесен следующий абзац: 
При принятии решения о выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или об изменении условий действия разрешения (лицензии) проводится экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии (далее - экспертиза). Экспертиза организуется уполномоченным органом государственного регулирования безопасности и проводится за счет средств соискателя лицензии или лицензиата. При этом экспертиза объектов использования атомной энергии, включенных в перечень, указанный в части тринадцатой статьи 24-1 настоящего Федерального закона, и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых на таких объектах или в отношении таких объектов эксплуатирующими организациями, проводится организациями научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности. (в редакции, введенной в действие с 3 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 159-ФЗ).
До изменения этот абзац был в следующей редакции:
При принятии решения о выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии проводится экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии (далее - экспертиза). (Часть дополнительно включена с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ).
Таким образом суть изменения заключается в следующем: 
Экспертиза безопасности проводится не только при выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, но и при изменении условий действия разрешения (лицензии), а также в новой редакции абзаца более детально расписана организация проведения экспертизы безопасности, а именно за чей счет производится оплата услуг по проведению экспертизы».
Существующая система информирования Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и руководителей органов власти субъектов Российской Федерации, на территории которых Управление осуществляет надзорную деятельность, а также общественных организаций и граждан о состоянии ядерной и радиационной безопасности на объектах использования атомной энергии позволяет упреждать обращения граждан и юридических лиц. 
В 3 квартале 2013 года проведено 2 совещания по вопросам повышения эффективности работы с обращениями граждан и недопущения недостатков по этому вопросу.


Обращений граждан в МТУ по надзору за ЯРБ в 4 квартале 2013 года не поступало