2018 год

10 января 2018 года

От гражданина поступило обращение по вопросу покупки (приобретении права собственности) военного полевого дозиметра ДП-5В.

Ответ:

В состав дозиметров ДП-5 (А, Б, В) входит контрольный источник бета-излучения Б-8. Бета-источники типа Б-8 относятся к радионуклидным источникам пятой категории радиационной опасности. В соответствии со статьей 5 федерального закона РФ от 20.10.1995 № ФЗ-170, радиационные источники, радиоактивные вещества могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности или в собственности юридических лиц.

Будучи физическим лицом, Вы не имеете права владеть радионуклидным источником пятой категории радиационной опасности. Поэтому советуем Вам перед приобретением дозиметра ДП-5В убедиться в отсутствии контрольного источника в комплекте прибора.

10 января 2018 года

Из Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу поступил запрос об утилизации бериллиевого концентрата с повышенным радиоактивным фоном

Ответ:

На Ваш запрос об утилизации бериллиевого концентрата с повышенным радиоактивным фоном, сообщаем перечень организаций, специализирующихся на захоронении (долговременном хранении) радиоактивных отходов:

1. Федеральное государственное унитарное предприятие «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (ФГУП «НО РАО», Москва, ул. Пятницкая, д.49А, стр. 2, тел.: +7 (495) 967-94-46, e-mail: info@norao.ru).

2. Федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (ФГУП «РосРАО»):

- филиал «Сибирский территориальный округ» ФГУП «РосРАО», г. Иркутск, ул. 6-я Советская, 20, тел.: +7 (395) 222-86-92, e-mail: sibto@rosrao.ru;

- Новосибирское отделение филиала «Сибирский территориальный округ» ФГУП «РосРАО», Новосибирская обл., Коченевский р-н, с. Прокудское, ул. Политотдельская, 135А, тел.: +7 (383) 514-27-09, e-mail: novo.sibto@rosrao.ru.

1 февраля 2018 года

Из Регионального отделения в Сахалинской области Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» поступило обращение по вопросу о необходимости проведения мероприятий, в связи с обнаружением места предположительного затопления радиоизотопного термоэлектрического генератора (РИТЭГ) в акватории Анивского залива.

Ответ:

На Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) возложены функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения). Одной из функций Управления является осуществление федерального государственного надзора за обеспечением радиационной безопасности при выводе из эксплуатации радиационных источников, в частности наземных стационарных радионуклидных термоэлектрических генераторов с закрытыми радионуклидными источниками тепла на основе стронция-90 (далее – РИТЭГ).

В настоящее время на территории Дальневосточного федерального округа находится 49 РИТЭГ, из них:

36 РИТЭГ Минобороны России находятся на временном хранении в Дальневосточном центре по обращению с радиоактивными отходами – филиале Федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО», в том числе 1 РИТЭГ аварийный, который был затоплен после аварийного сброса с вертолета в Охотском море в районе мыса Марии (северо-западное побережье о. Сахалин) в 1997 году. Поднят в 2007 году и помещен на хранение в войсковую часть 13023 ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (п. Лососина, Совгаванский район, Хабаровский край). В 2016 г. передан на хранение в Дальневосточный центр по обращению с радиоактивными отходами – филиал ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО»;

12 РИТЭГ Минобороны России находятся на полигоне Кура (Камчатский край). Указанные РИТЭГ обследованы, принято решение об их вывозе в 2018 году для дальнейшей утилизации;

1 РИТЭГ затоплен 20.08.1987 в районе мыса Низкий (восточное побережье о. Сахалин). В связи с чрезвычайными обстоятельствами, возникшими при транспортировании РИТЭГ, экипаж вынужден был произвести аварийный сброс груза с внешней подвески вертолета МИ-8. Тихоокеанским флотом совместно с МЧС России неоднократно организовывались экспедиции по обнаружению и подъему сброшенного в море РИТЭГ с использованием специального оборудования (в 1987, дважды в 1988, 1992, 2007-2010, 2013 годах). Последние безуспешные поиски проведены в 2017 году. В ходе проведенных поисковых экспедиций предпринимались попытки обнаружить РИТЭГ по результатам измерений радиационных параметров с использованием высокочувствительной аппаратуры, а также с использованием информации, представленной различными источниками, в том числе со спутника LANDSAT-7 №LD2520020614.

Безусловно, затопленный в море РИТЭГ представляет собой источник потенциальной опасности. Вместе с тем, предполагать о возможном возникновении крупномасштабного загрязнения акватории Охотского моря в результате "саморазрушения" РИТ, после чего радионуклиды стронций-90 и иттрий-90 "через пищевые гидробионты" попадут в организм человека, нет оснований. Разработчики и изготовители РИТЭГ и РИТ предусмотрели систему барьеров на возможном пути распространения радиоактивных веществ из РИТ в окружающую среду. Так, например, для того, чтобы разрушился один из этих барьеров – капсула РИТ из коррозионно-стойкой стали, понадобится выдержка РИТ в морской воде от 300 до 600 лет. Даже если по каким-либо причинам (например, в результате ударного механического воздействия) капсула РИТ будет разрушена, то радиоактивные вещества распространяться в морской воде не будут, поскольку активная часть РИТ изготовлена в виде монолита из керамики, нерастворимого в морской воде. Кроме указанных, в РИТЭГ имеется несколько других барьеров, способных удерживать радиоактивные вещества в пределах РИТЭГ как минимум 600 лет.

О наличии в акватории Анивского залива «захороненного РИТЭГ» сведениями не располагаем.

Вопросы федерального государственного надзора за выводом из эксплуатации РИТЭГ в Дальневосточном федеральном округе, а также поиском затонувшего у мыса Низкий о. Сахалин РИТЭГ находятся под постоянным контролем Управления. Работы по поиску и подъему РИТЭГ Минобороны России будут продолжены.

5 марта 2018 года

От гражданина поступил вопрос о невозможности дозвониться в МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора.

Ответ:

В любой организации по разным причинам могут изменяться номера телефонов. В МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора по техническим причинам в 2017 году изменились номера телефонов должностных лиц и структурных подразделений. Номера телефонов можно посмотреть на официальном сайте управления (http://www.sib-nrs.gosnadzor.ru).


2 апреля 2018 года

От организации, расположенной в Свердловской области, поступила жалоба от 30.03.2018 № 32 на действия Организатора (Заказчика) конкурса в электронной форме № 31806128909, размещенного в Единой информационной системе в сфере закупок на право заключения договора на оказание услуг по утилизации металлических отходов, загрязненными радиоактивными веществами, образовавшихся в процессе ликвидации установки переработки BOУ (М2079), расположенной на сублиматном заводе АО «СХК», в части отсутствия ряда требований к обеспечению безопасности в области использования атомной энергии, которые должны учитываться в конкурсной документации участниками закупки, отсутствие которых допускает возможность нарушения законодательства Российской Федерации.

Ответ:

Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 № 242, экспертиза конкурсной документации данной закупки не входит в установленную сферу деятельности управления.

В соответствии с частью 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» материалы жалобы направлены для рассмотрения в пределах компетенции в государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» и заявителю.

25 апреля 2018 года

От гражданки, проживающей в Новосибирске, поступило обращение по вопросу: что такое ядерно-топливный цикл, и какие типы ядерно-топливных циклов бывают?

Ответ:

Ядерно-топливным циклом называется совокупность процессов и операций, охватывающих всю технологическую цепочку обращения ядерного топлива – от добычи руда до утилизации отработанного ядерного топлива. Звеньями этой цепочки являются процессы добычи и переработки урановой руды, ее обогащение, добыча и переработка циркониевой руды, производство циркониевого сплава и проката, производство тепловыделяющих сборок, их использования на АЭС, обращение с отработанным ядерным топливом.

25 апреля 2018 года

От гражданина, проживающего в Новосибирске, поступило обращение по вопросу: по какой шкале классифицируются инциденты на ядерных объектах?

Ответ:

Как и в случае с землетрясениями, для оценки которых применяется шкала Рихтера, происшествия на ядерных объектах классифицируются согласно международной шкале. Она разработана МАГАТЭ. Она оценивает все нештатные события на ядерных объектах по восьмибальной шкале. За нулевой уровень приняты события, несущественные для безопасности. Далее следует уровни 1-й (аномалия), 2-й (инцидент), 3-й (серьезный инцидент). Уровни, начиная с четвертого, описываются как авария. 4-й – это авария без значительного риска за пределами площадки, 5-й – авария с риском за пределами площадки, 6-й серьезная авария, 7-й – крупная авария.

25 апреля 2018 года

От гражданина, проживающего в Новосибирске, поступило обращение по вопросу: прошу разъяснить, какими федеральными нормами и правилами руководствоваться на данный момент, если приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.02.2018 № 52 введены в действие НП-071-18 «Правила оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения», а документа об отмене (о признании неподлежащим применению) НП-071-06 «Правила оценки соответствия оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на объекты использования атомной энергии» не было выпущено?

Ответ:

НП-071-18 «Правила оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения» устанавливают требования к проведению оценки соответствия и формы оценки соответствия продукции на стадиях ее жизненного цикла, применяемой на атомных станциях, сооружениях и комплексах с исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами, а также систем неразрушающего контроля, комплексов инженерно-технических средств физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов (п. 2 НП-071-18).

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.03.2018 № 111 НП-071-06 «Правила оценки соответствия оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на объекты использования атомной энергии» признаны утратившими силу с 18 марта 2018 г. в части регулирования правоотношений, связанных с изготовлением и поставкой оборудования, изделий, а также комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на атомные станции, сооружения и комплексы с исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами.

В связи с вышеперечисленным рекомендуем руководствоваться и НП-071-18, и НП-071-06 в зависимости от объекта применения разрешенного вида деятельности в области использования атомной энергии.

18 мая 2018 года

От гражданина, проживающего в городе Северске Томской области, поступило обращение по вопросу нарушения законодательства о государственной службы инспекторским составом Управления.

Ответ:

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службы» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, гражданский служащий вправе с предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов. Комиссия Управления по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов рассмотрела уведомление инспектора о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу в определенной организацие

21 июня 2018 года

От гражданки, проживающей в Новосибирске, поступило обращение по вопросу нарушения санитарно-эпидемиологических и строительных норм и правил при эксплуатации рентгеновского кабинета.

Ответ:

Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 № 242, надзор за эксплуатацией рентгеновских кабинетов не входит в установленную сферу деятельности управления. В соответствии с частью 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение направлено в Управление Роспотребнадзора по Новосибирской оьласти по подведомственности для рассмотрения в пределах компетенции и ответа заявителю.

21 июня 2018 года

От гражданина, проживающго в Санкт-Петербурге, поступило обращение по вопросу предполагаемого невыполнения технических условий при эксплуатации ядерной установки АО «АЭХК».

Ответ:

Представленная в обращении информация о невыполнении технических условий не содержит сведений о фактах нарушения обязательных требований ядерной и радиационной безопасности, либо условий действия лицензии, необходимых для обеспечения безопасности при эксплуатации ядерной установки (уранового разделительного производства) АО «АЭХК». С учетом вышеизложенного, оснований для принятия в отношении АО «АЭХК» мер по пресечению предполагаемого нарушения технических условий и проведении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п. 33 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по федеральному надзору в области использования атомной энергии, утвержденного приказом Ростехнадзора от 07.06.2013 № 248, не выявлено.

17 июля 2018 года

От гражданина, проживающего в Омске, поступило обращение по вопросу нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации на территории Омской области.

Ответ:

Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 № 242, контроль за загрязнением окружающей среды, состоянием воздуха и почвы не входят в установленную сферу деятельности управления.

В соответствии с частью 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» материалы обращения были перенаправлены для рассмотрения в пределах компетенции по подведомственности в Департамент Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу.

25 июля 2018 года

От гражданки, проживающей в Новосибирске, поступило обращение по вопросу нарушения пожарной безопасности в ГБУЗ НСО «Консультативно - диагностическая поликлиника № 2», расположенной по адресу: г. Новосибирск, ул. Морской проспект, 25/1.

Ответ:

Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 № 242, ГБУЗ НСО «Консультативно - диагностическая поликлиника № 2», не входит в установленную сферу деятельности управления. В соответствии с частью 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение направлено по подведомственности в Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Новосибирской области для рассмотрения в пределах компетенции и ответа заявителю.

26 июля 2018 года

От гражданки, проживающей в Барнауле, поступило обращение по вопросу ненадлежащего соблюдения требований обеспечения безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а также хранении радиационных источников и источников ионизирующего излучения, принадлежащих ООО «Сибэнергомаш – БКЗ».

Ответ:

В управление поступило заявление ООО «Сибэнергомаш - БКЗ» от 07.06.2018 на получение лицензии на право ведения работ области использования атомной энергии по эксплуатации радиационных источников. ООО «Сибэнергомаш - БКЗ» планирует проводить контроль качества сварных соединений с использованием радионуклидной дефектоскопии. В настоящее время контроль качества сварных соединений производится с помощью рентгеновской дефектоскопии – выдача разрешения на ведение этих работ относится к компетенции Роспотребнадзора России.

В ООО «Сибэнергомаш - БКЗ» в период с 14 августа по 23 августа 2018 года проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки сведений, содержащихся в документах, обосновывающих обеспечение безопасности лицензируемого вида деятельности и готовности осуществлять лицензируемый вид деятельности.

При проверке установлено, что помещения, принадлежащие ранее ОАО «Сибэнергомаш», взяты в аренду ООО «Сибэнергомаш - БКЗ». В ноябре 2017 года в связи с ликвидацией ОАО «Сибэнергомаш» в ООО «Сибэнергомаш - БКЗ» были переданы 3 закрытых радионуклидных источника, 5 изделий из обеднённого урана и 1 закрытый радионуклидный источник, переведенный в категорию радиоактивные отходы (РАО). Эти радиационные источники не предназначены для эксплуатации и приняты ООО «Сибэнергомаш - БКЗ» во избежание их бесхозности, после получения лицензии будут переведены в радиоактивные отходы и сданы на захоронение в специализированную организацию. Данные радиационные источники находятся на временном хранении в хранилище радиоактивных веществ (РВ и РАО).

В ООО «Сибэнергомаш – БКЗ» имеется один радиационный объект, включающий в себя: хранилище РВ и РАО, бокс для просвечивания. Хранилище РВ и РАО и бокс для просвечивания расположены в подземной части цеха № 3. Хранилище РВ и РАО имеет два рубежа защиты, установлены датчики на открытие двери и датчики на движение. Комиссия, назначенная приказом генерального директора от 20.04.2017 № 56, провела аналитическую работу по оценке возможности хищения радиационных источников и диверсии в их отношении. В выводах комиссии установлена невозможность хищения радиационных источников в связи с его большим весом, подземным расположением и многоуровневой системой защиты.

Также в целях обеспечения безопасности при эксплуатации радиационных источников организован радиационный контроль, функционирует система учета и контроля РВ и РАО, обеспечения качества, поддержания квалификации работников.

В ходе проверки выявлены замечания по оформлению документов, связанные с имеющимися ссылками на недействующие документы, которые предписаны к устранению. По результатам проверки сделан вывод, что сведения, содержащиеся в заявлении и документах, представленных для получения лицензии, в объеме проверяемых вопросов по программе проверки, в целом соответствуют обязательным требованиям к обеспечению безопасности в области использования атомной энергии.

9 августа 2018 года

От гражданина, проживающего в Кемеровской области, поступило обращение по вопросу выдачи лицензии Акционерному обществу «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» (АО «ЕВРАЗ ЗСМК») на деятельность в области использования атомной энергии с нарушением законодательства Российской Федерации.

Ответ:

АО «ЕВРАЗ ЗСМК» имеет лицензию от 07.05.2018 № СДВ-03-308-2539 на право эксплуатации пункта хранения радиоактивных веществ.

Юридическое местонахождение АО «ЕВРАЗ ЗСМК»: Российская Федерация, Кемеровская область, г. Новокузнецк, шоссе Космическое, д. 16. Согласно лицензии место фактического осуществления деятельности осуществляется по адресу: г. Новокузнецк, площадь Побед, д. 1. Пункт хранения радиоактивных веществ расположен по адресу: г. Новокузнецк, площадь Побед, д. 1.

Лицензия выдана в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии», «Административного регламента предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 8 октября 2014 г. № 453 (далее – Административный регламент).

При выдаче лицензии выполнены все предусмотренные административные процедуры Административного регламента: рассмотрено заявление о предоставлении лицензии, включая проверку прилагаемых к заявлению документов и соблюдения, установленных законодательством Российской Федерации правил их оформления, организовано проведение экспертизы безопасности лицензируемого вида деятельности, оценка экспертного заключения на соответствие требованиям задания на проведение экспертизы безопасности лицензируемого вида деятельности. По результатам рассмотрения заявления, документов обосновывающих безопасное осуществление деятельности в области использования атомной энергии, было принято решение о выдаче лицензии АО «ЕВРАЗ ЗСМК» на право эксплуатации пункта хранения.

АО «ЕВРАЗ ЗСМК» территориально расположено на двух производственных площадках:

- Площадка строительного проката, расположена по адресу: Кемеровская область, город Новокузнецк, шоссе Космическое, д.16.;

- Площадка рельсового производства, расположена по адресу: Кемеровская область, город Новокузнецк, площадь Побед, д.1.

Эксплуатацию пункта хранения осуществляется в соответствии с Условиями действия лицензии, объект размещен на земельном участке, принадлежащем АО «ЕВРАЗ ЗСМК», расположенному по адресу г. Новокузнецк, пл. Побед, д. 1. Подтверждающие документы направлялись с комплектом документов к Заявлению от 19.07.2017г. о предоставлении лицензии.

Из Вашего письма следует, что Вы имеете в ввиду земельный участок, находящийся в общей долевой собственности с кадастровым номером 42:30:0410070:1328, расположенном по ул. Космическая 16, и что не давали согласие на размещение по данному адресу хранилища радиоактивных отходов. АО «ЕВРАЗ ЗСМК» на земельном участке с кадастровым номером 42:30:0410070:1328 не имеет объектов, предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии.

Спорный вопрос по поводу использования вышеуказанного земельного участка, вопрос гражданско-правовой. Такого рода разногласия разрешаются в судебном порядке между лицами, чьи права нарушаются.

11 сентября 2018 года

От гражданки, проживающей в Барнауле, поступило обращение по вопросу по вопросу нарушения санитарных норм и правил при размещении радиотехнического оборудования базовой станции оператора сотовой связи, на крыше административного здания гимназии, расположенного по ул. Профинтерна, 53 в городе Барнауле.

Ответ:

Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 № 242, надзор за передающими радиотехническими объектами, в том числе за размещением оборудования базовой станции оператора сотовой связи, не входит в установленную сферу деятельности управления.

В соответствии с частью 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» материалы обращения были направлены для рассмотрения в пределах компетенции по подведомственности в Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю.

25 сентября 2018 года

От гражданки, проживающей в ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, поступило обращение по вопросу правомерности действий ФГУП «ГХК» по передачи функций по дезактивации, механическому и энергетическому ремонту и обслуживанию технологического оборудования ядерно опасных производств в аутсорсинг ООО «ПРЭХ ГХК».

Ответ:

ФГУП «ГХК» является эксплуатирующей организацией. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации, должны иметь лицензии на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Общество с ограниченной ответственностью «Производственное ремонтно-эксплуатационное хозяйство Горно-химического комбината» (ООО «ПРЭХ ГХК») является организацией, выполняющие работы и предоставляющие услуги для ФГУП «ГХК». Общество имеет лицензии, дающих право на сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов (регистрационные номера: № СО-03-115-2146 от 23.09.2014 года, № СДВ-(У)-03-115-2589 от 24.09.2018 года).

В рамках разрешённых видов деятельности ООО «ПРЭХ ГХК» может выполнять следующие работы на объектах ФГУП «ГХК»:

- уборка (дезактивация) служебных и производственных помещений, стирка (дезактивация) спецодежды, ремонт спецодежды, уборка территории прилегающей к зданиям и сооружениям, дезактивация территории и оборудования;

- устройство и демонтаж систем водопровода и канализации, систем отопления, устройство систем электроснабжения;

- техническое обслуживание и ремонт (кровель, фасадов, электрических сетей, электросистем и электрооборудования, механического оборудования, тепловых сетей, пунктов и устройств, систем водоснабжения канализации и санитарно-технического оборудования, систем вентиляции и кондиционирования воздуха);

- защита строительных конструкций, оборудования и трубопроводов (кроме магистральных, промысловых и технологических трубопроводов, работающих с радиоактивной средой).

В условиях действия лицензий прописаны требования и условия, необходимые для обеспечения безопасности при ведении работ.

Межрегиональным территориальным управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с годовым планом проверок на ФГУП «ГХК» проводятся контрольные мероприятия по соблюдению требований к обеспечению безопасности, кроме того, ежемесячно в рамках постоянного государственного надзора проводятся проверки выполнения обязательных требований норм и правил по обеспечению безопасности.

Планы проверок на 2018 год, информацию о проведенных проверках, нарушениях и санкциях можно посмотреть на официальном сайте Управления http://www.sib-nrs.gosnadzor.ru.

С учетом вышеизложенного, оснований для проведения в отношении ФГУП «ГХК» внеплановой выездной проверки, не выявлено.

9 октября 2018

От Сахалинской областной Думы поступило обращение по вопросу о возможном радиоактивном загрязнении морской акватории Сахалинской области в результате затопления в море потенциально опасных радиоактивных объектов.

Ответ:

На наше Управление возложены полномочия по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения).

Одной из функций Управления является осуществление федерального государственного надзора за обеспечением радиационной безопасности при выводе из эксплуатации радиационных источников, в том числе, наземных стационарных радионуклидных термоэлектрических генераторов (далее – РИТЭГ) с закрытыми радионуклидными источниками тепла на основе радионуклида стронций-90.

В настоящее время на территории Дальневосточного федерального округа находится 49 РИТЭГ, из них:

36 РИТЭГ, находящиеся в ведении Минобороны России, размещены на временное хранение в Дальневосточном центре по обращению с радиоактивными отходами – филиале Федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (далее – ДальРАО), в том числе 1 РИТЭГ, который был затоплен в 1997 году после аварийного сброса с вертолета в Охотское море в районе мыса Марии (северо-западное побережье о. Сахалин).

В результате поисковых работ данный РИТЭГ поднят в 2007 году и помещен на хранение в войсковую часть 13023 ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (п. Лососина, Совгаванский район, Хабаровский край, а в 2016 году РИТЭГ передан на хранение в ДальРАО.

В соответствии с утвержденным планом до конца октября 2018 года 36 РИТЭГ будут вывезены на утилизацию в ФГУП «ПО «Маяк».

12 РИТЭГ Минобороны России находятся на полигоне Кура (Камчатский край). Указанные РИТЭГ обследованы, принято решение об их демонтаже и вывозе в 2018 году для дальнейшей утилизации.

1 РИТЭГ затоплен 20.08.1987 в районе мыса Низкий (восточное побережье о. Сахалин) в связи с чрезвычайными обстоятельствами, возникшими при транспортировании РИТЭГ, экипаж вынужден был произвести аварийный сброс РИТЭГ с внешней подвески вертолета Ми-8. Тихоокеанским флотом совместно с МЧС России неоднократно организовывались экспедиции по обнаружению и подъему сброшенного в море РИТЭГ с использованием специального оборудования (в 1987, дважды в 1988, 1992, 2007-2010, 2013 годах). Последние безуспешные поиски проведены в 2017 году.

В ходе проведенных поисковых экспедиций предпринимались попытки обнаружить РИТЭГ по результатам измерений радиационных параметров с использованием высокочувствительной аппаратуры, а также с использованием любой информации, представленной различными источниками, в том числе со спутника LANDSAT-7 №LD2520020614.

Затопленный в море РИТЭГ безусловно представляет собой источник потенциальной опасности. При этом нет оснований предполагать о возможном возникновении крупномасштабного загрязнения Охотского моря (или его части) в результате "саморазрушения" РИТ, после чего радионуклиды стронций-90 и иттрий-90 "через пищевые гидробионты" попадут в организм человека.

Следует сказать, что разработчики и изготовители РИТЭГ и РИТ предусмотрели систему барьеров на возможном пути распространения радиоактивных веществ из РИТ в окружающую среду. Чтобы разрушился один из этих барьеров – капсула РИТ из коррозионно-стойкой стали, понадобится выдержка РИТ в морской воде от 300 до 600 лет. Даже если по каким-либо причинам (например, в результате ударного механического воздействия) капсула РИТ будет разрушена, то радиоактивные вещества распространяться в морской воде не будут, поскольку активная часть РИТ изготовлена в виде монолита из керамики, нерастворимого в морской воде. Кроме указанных, в РИТЭГ имеется несколько других барьеров, способных удерживать радиоактивные вещества в пределах РИТЭГ как минимум до 600 лет. За счет радиоактивного распада в течение 373 лет РИТ в составе РИТЭГ по потенциальной радиационной опасности будут классифицированы как радиоактивные источники категории 4 в соответствии с Руководством по безопасности МАГАТЭ № RS-G-1.9. Радиоактивные источники категории 4 характеризуются следующим образом: опасность для человека маловероятна, такое количество радиоактивного вещества не может причинить невозместимый вред человеку при диспергировании.

Вопросы федерального государственного надзора за выводом из эксплуатации РИТЭГ в Дальневосточном федеральном округе, а также поиском затонувшего у мыса Низкий о. Сахалин РИТЭГ находятся под постоянным контролем Управления.

Отмечаем, что господин Федорченко В.Л. тему об экологической катастрофе в акватории ДФО поднимает в течение 15 – 20 лет, неоднократно обращаясь в органы государственной власти различного уровня, средства массовой информации.

Не являясь специалистом в области использования атомной энергии и радиационной безопасности (господин Федорченко В.Л. признает себя «местным дилетантом»), тем не менее, неоднократно разрабатывал «планы, программы и методики» поиска потенциально опасных радиационных объектов в Охотском и Японском морях. При этом он предоставляет сведения многолетней давности (за 2009-2013 годы) о загрязнении радионуклидами морской воды, гидробионтов, а также делает на их основании выводы о росте числа онкологических заболеваний не только на Сахалине, но и в ДФО в целом, ссылаясь на причины этого роста - затопленные в «огромном количестве» радиационные источники и радиоактивные отходы. Вполне очевидно, что число диагностических исследований на наличие онкологических заболеваний в медицинских учреждениях Дальнего Востока с каждым годом увеличивается многократно и что чем больше будет обследовано пациентов, тем больше будет выявлено онкологических заболеваний. Однако увеличение числа выявленных заболеваний не говорит об их росте, а свидетельствует, прежде всего, о своевременной диагностике и об улучшении медицинского обслуживания населения за счет внедрения передовых технологий и нового более совершенного оборудования.

Нужно заметить, что информация в докладе о «скрытых затоплениях радиоактивных материалов», «тайно затопленных изделиях» в морях Дальневосточного региона в период 1959-1992, имеет под собой основание. В указанный период времени Советский Союз действительно, как и многие другие государства, осуществлял захоронение части радиоактивных отходов в морях в соответствии с Лондонской конвенцией 1972 года. Такие сведения документированы и являются секретными или для служебного пользования. Данной конвенцией разрешалось затапливать в морях радиоактивные отходы с низким и средним уровнями активности с соблюдением мер «особой предосторожности». Российская Федерация с 1994 года в соответствии с международным договором прекратила захоронение в морях всех видов радиоактивных отходов.

Приведенная в докладе «фотосхема дальневосточной акватории с вероятными точками затопленных изделий типа РИТЭГ, полученных по технологии ДЗЗ, а также на основе официальных документов ГУНиО МО» представлялась господином Федорченко В.Л. неоднократно в различные инстанции, на протяжении последних 12-14 лет. В докладе господин Федорченко В.Л. вновь приводит «разработанную им методику» о «высокоточной технологии авиационно-космического зондирования (ДЗЗ)», которая позволяет обнаруживать с высокой точностью затопленные в морях радиоактивные отходы и радиационные источники, в том числе РИТЭГ.

Аналогичную информацию господин Федорченко В.Л., будучи руководителем Сахалинского филиала Красноармейского НИИ механизации (СФ КНИИМ), представлял командованию ТОФ в 2004 году, в результате чего был заключен договор по поиску РИТЭГ у мыса Марии о. Сахалин. Как сказано в докладной записке начальника штаба ТОФ на имя начальника ВМУ ВВО: «Директор СФ КНИИМ Федорченко В.Л. обманным путем убеждал все возможные инстанции в успешном проведении поиска и обнаружении РИТЭГ». В результате этой операции СФ КНИИМ получил от ТОФ 1,8 млн. рублей, результат поисков – нулевой. Столкнувшись с фактом откровенного непрофессионализма, командование ТОФ прекратило финансирование услуг со стороны СФ КНИИМ.

В 2005 году господину Федорченко В.Л. удалось убедить администрацию Сахалинской области выделить деньги на поиски РИТЭГ. Выделенные через МЧС Сахалинской области деньги также безрезультатно были истрачены.

В 2012 году господин Федорченко В. Л. будучи руководителем ООО «ОБОРОНКОНВЕРС» (основной вид деятельности – оптовая торговля отходами и ломом) с удвоенной энергией распространял информацию через СМИ об опасности затопленных объектов, угрозе экологической катастрофы, росте числа онкологических заболеваний.

Директор Института проблем морских технологий ДВО РАН, доктор технических наук, профессор Наумов Л.А., ознакомившись с методикой и технологией поиска объектов, разработанных господином Федорченко В.Л., сделал следующий вывод: «методика не имеет научного обоснования, легковесна и не подтверждена практикой».

К сожалению, в своем докладе в ходе «круглого стола» в Сахалинской областной Думе господин Федорченко В.Л. не отметил свои «практические успехи» с применением «новейших технологий ДЗЗ» в поисках затопленных радиоактивных отходов и радиационных источников.

Изложенная информация в докладе господина Федорченко В.Л. в марте 2018 года о РИТЭГах, «якобы во множестве затопленных в акватории ДФО», об экологической катастрофе, вызванной их затоплением, не подтверждается результатами надзорной деятельности Управления.

В соответствии с Положением об Управлении возложенные полномочия, функции и ответственность не распространяются на указанные в докладе проблемные вопросы, связанные с затоплением реакторов подводных лодок, самолета с ядерным оружием на борту и другими радиоактивными отходами, находящимися в затопленных судах. Управление информацией о количестве и местах захоронения путем затопления радиоактивных отходов в акватории ДФО не располагает.

23 октября 2018 года

От гражданина, проживающего в городе Северк Красноярского края, поступило обращение по вопросу состояния безопасности на ФГУП «ГХК».

По результатам рассмотрения обращения сообщаем следующее.

В соответствии со ст.11 ч.4.1 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

1) Известно ли Вам о том, что произошло 12.12.2014 г. с технологическим аппаратом АГ-7801/1 на Радиохимическом заводе (далее по тексту - РХЗ) ФЯО ФГУП «ГХК», расположенном в городе Железногорске, в процессе растворения, т.н. «ураносодержащего сырья»?

ОТВЕТ

Известно. Предприятием в Ростехнадзор было направлено соответствующее уведомление.

2) Если да, то поставлены ли были в известность о происшедшем органы Федеральной Службы Безопасности, Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока и Генеральная инспекция Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»?

ОТВЕТ

Оповещение осуществляется эксплуатирующей организацией в соответствии с федеральными нормами и правилами «Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла» (НП-047-2011). Правила не содержат требований о направлении извещений об авариях и происшествиях в Федеральную Службу Безопасности, Генеральную инспекцию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

3)В каком техническом состоянии находится АГ-7801/1?

ОТВЕТ

Согласно отчету по обоснованию безопасности оборудование отделения 78 отключено, законсервировано.

4) Проведено ли в установленном законом порядке расследование происшедшего?

ОТВЕТ

Расследование проводилось в соответствии НП-047-2011 «Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла».

5) Какие меры реагирования Вами предприняты?

ОТВЕТ

Железногорским отделом инспекций ядерной и радиационной безопасности МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора была проведена внеплановая проверка, было выдано предписание.

Нарушения, указанные в предписании, были устранены ФЯО ФГУП «ГХК» в установленные сроки.

6) На официальном стенде РХЗ, расположенном в подгорной части ФЯО ФГУП «ГХК», размещена информация о том, что в 2012 году в отделениях 68 и 68а завода создан опытно-демонстрационный узел по отверждению нерастворимых остатков пульп. Известно ли Вам в каком техническом состоянии находится данный объект?

ОТВЕТ

В объеме информации, представленной в отчете по обоснованию безопасности.

7) Поставлены ли в известность о техническом состоянии опытно-демонстрационного узла по отверждению нерастворимых остатков пульп в отделениях 68 и 68а РХЗ ФЯО ФГУП «ГХК» органы Федеральной Службы Безопасности, Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока и Генеральная инспекция Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»?

ОТВЕТ

Требований об отдельном информировании органов Федеральной Службы Безопасности, Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока и Генеральной инспекции Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» о текущем техническом состоянии оборудования в нормативно правовой документации нет.

8) Известно ли Вам о том, что в ФЯО ФГУП «ГХК», в настоящий момент, происходит процесс передачи «отдельных видов вспомогательных работ» и ремонтного персонала предприятия в ведение предприятий, имеющих другую организационно-правовую форму управления?

ОТВЕТ

Известно.

9) Соответствует ли действующему законодательству Российской Федерации передача отдельных видов вспомогательных работ по обслуживанию и ремонту технологического и механического оборудования, а также ремонтного персонала, из ведения предприятия ядерного оружейного комплекса РФ ФЯО ФГУП «ГХК» в ведение ООО «ПРЭХ ГХК» и ООО «ОКБ КИП и А ГХК»?

ОТВЕТ

Передача отдельных видов вспомогательных работ по обслуживанию и ремонту технологического и механического оборудования, а также ремонтного персонала не запрещена действующим законодательством Российской Федерации.

10) Владеют ли лицензиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО «ПРЭХ ГХК» и
ООО «ОКБ КИП и А ГХК» на проведение видов деятельности по обслуживанию и ремонту технологического и механического оборудования, на проведение видов деятельности по дезактивации помещений, а также технологического и механического оборудования, на проведение геолого-разведывательных и маркшейдерских работ в подразделениях ФЯО
ФГУП «ГХК» (РХЗ, РЗ, ИХЗ, ПТЭ, ФХ, СХТК)? Если да, то прошу Вас предоставить их копии.

ОТВЕТ

ООО «ОКБ КИПиА ГХК» и ООО «ПРЭХ ГХК» имеют лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на виды деятельности в области использования атомной энергии, в части выполнения работ и предоставления услуг в области использования атомной энергии эксплуатирующей организации. Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока не уполномочено для предоставления копий лицензий третьим физическим лицам.

11) Каким образом может сказаться передача целых бригад и участков, обеспечивающих круглосуточную и бесперебойную жизнедеятельность подгорной части ФЯО ФГУП «ГХК» в ведение ООО «ПРЭХ ГХК» и ООО «ОКБ КИП и А ГХК» на безопасности этого стратегически важного объекта?

ОТВЕТ

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ эксплуатирующая организация несет всю полноту ответственности за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

12) Каким образом может сказаться передача отдельных видов вспомогательных работ из ведения ФЯО ФГУП «ГХК» в ведение ООО «ПРЭХ ГХК» и ООО «ОКБ КИП и А ГХК» на безопасном хранении, переработке и утилизации ядерно- опасных материалов и веществ, РАО и ОЯТ, находящихся в подразделениях предприятия?

ОТВЕТ

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ эксплуатирующая организация несет всю полноту ответственности за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

13) Каким образом передача отдельных видов вспомогательных работ ФЯО ФГУП «ГХК» в ведение ООО «ПРЭХ ГХК» и ООО «ОКБ КИП и А ГХК» повысит качество, надёжность и безопасность их выполнения?

ОТВЕТ

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ эксплуатирующая организация несет всю полноту ответственности за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

14) Каким опытом работы и какими необходимыми материальными, техническими ресурсами и профессиональными кадрами, в настоящее время, обладают руководители ООО «ПРЭХ ГХК» и ООО «ОКБ КИП и А ГХК» для проведения работ по обслуживанию и ремонту технологического и механического оборудования ФЯО ФГУП «ГХК»?

ОТВЕТ

В состав ООО «ПРЭХ ГХК» и ООО «ОКБ КИП и А ГХК» передается персонал ФГУП «ГХК», имеющий необходимый опыт и квалификацию.

15) В связи с чем и на основании каких документов в 2017 году бывший цех № 2 был выведен из состава РХЗ и передан в ведение Реакторного завода (далее по тексту - РЗ) ФЯО ФГУП «ГХК»? Прошу Вас предоставить их копии.

ОТВЕТ

Решения о структурных изменениях принимает эксплуатирующая организация ФГУП «ГХК». В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ эксплуатирующая организация несет всю полноту ответственности за безопасность ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

Ростехнадзор не располагает такими документами и не имеет правовых оснований для передачи их третьим лицам.

16) Владеет ли РЗ ФЯО ФГУП «ГХК» с 2017 года лицензией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на проведение видов деятельности по переработке и утилизации радиоактивных пульп и радиоактивных отходов на территории РХЗ ФЯО ФГУП «ГХК»? Если да, то прошу Вас предоставить её копию.

ОТВЕТ

ФГУП «ГХК» имеет необходимые лицензии и разрешительные документы на право ведения работ в области использования атомной энергии.

17) Владеет ли РЗ ФЯО ФГУП «ГХК» с 2017 года лицензией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на проведение видов деятельности по выводу из эксплуатации производства, отработавшего по наработке оружейного плутония, на территории РХЗ ФЯО ФГУП «ГХК»? Если да, то прошу Вас предоставить её копию.

ОТВЕТ

Деятельность по выводу из эксплуатации на ФГУП «ГХК» осуществляется в отношении промышленных реакторов АД и АДЭ-1. В рамках лицензий на эксплуатацию ядерной установки ФГУП «ГХК» проводятся подготовительные работы к выводу из эксплуатации производства по наработке оружейного плутония. Ростехнадзор не имеет оснований для предоставления копий лицензий третьим лицам.

18) Осуществляются ли с 2016 года в полном объёме виды работ по переработке и утилизации радиоактивных пульп и радиоактивных отходов на территории РХЗ ФЯО ФГУП «ГХК»?

ОТВЕТ

Лицензией на эксплуатацию ядерной установки предприятию разрешается проведение работ по переработке и хранению радиоактивных отходов. Объем переработки обусловлен наличием программ, технологий по достижению критериев приемлемости, выдержкой РАО и др.

19) Осуществляются ли с 2016 года в полном объёме виды работ по выводу из эксплуатации производства, отработавшего по наработке оружейного плутония, на территории РХЗ ФЯО ФГУП «ГХК»?

ОТВЕТ

В рамках лицензий на эксплуатацию ядерной установки ФГУП «ГХК» проводятся подготовительные работы к выводу из эксплуатации производства по наработке оружейного плутония.

20) Соответствует ли действительное количество работников основных подразделений ФЯО ФГУП «ГХК» (РХЗ, РЗ, ИХЗ, ПТЭ, ФХ, СХТК) должному для соблюдения требований технологической безопасности, охраны труда, ядерной безопасности, радиационной безопасности, промышленной безопасности, пожарной безопасности и экологического надзора?

ОТВЕТ

Штатное расписание утверждается эксплуатирующей организацией. Информация о наличии и квалификации кадров приводится в Отчете по обоснованию безопасности деятельности.

21) В каком техническом состоянии находятся краны и подкрановые пути, а также вентиляционное оборудование, на РХЗ ФЯО ФГУП «ГХК»?

ОТВЕТ

Надзор за технической безопасностью на объектах ФГУП «ГХК», в том числе при эксплуатации грузоподъемных механизмов (ГПМ), осуществляет Железногорский отдел инспекций ЯРБ на ПТЦ и в ЗАТО в режиме постоянного государственного надзора. Эксплуатирующей организацией поддерживается работоспособное состояние используемых в процессе деятельности подкрановых путей и ГПМ.

Эффективность работы вентиляционного оборудования определяется коэффициентом очистки газообразных отходов и отсутствием превышений допустимых выбросов радионуклидов в окружающую среду. По отчетам Экологического управления выбросы радионуклидов из всех источников ФГУП «ГХК» не превышают разрешенные значения. Если Вы располагаете доказательствами обратного, просим Вас предоставить информацию в Железногорский отдел инспекций.

5 декабря 2018 года

От гражданки, проживающей в Новосибирске, поступило обращение по вопросу: надо ли нашей организации МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ» представлять отчетность в СГУК РВ и РАО? При условии, что организация эксплуатирует хроматографы, содержащие радионуклидные источники типа ИБИРЗН-63 с начальной активностью никеля-63 от 3,7Е+8 до 5,5Е+8 Бк. В соответствии с письмом руководителя Роспотребнадзора от 17.11.2015 № 01/14080-15-32 организации, эксплуатирующие такие хроматографы, освобождаются от контроля со стороны надзорных органов и не подлежат регистрации в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (СГУК РВ и РАО).

Ответ:

В соответствии с «Основными правилами учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» НП–067–16 (пункт 11) учету и контролю в СГУК РВ и РАО «подлежат ЗРИ, в том числе входящие в состав приборов (изделий, установок), если начальная активность радионуклидов в них превышает значение минимально значимой активности, указанной в приложении 1». В связи с этим источники ИБИРЗН–63 и им подобные с начальной активностью никеля-63 от 3,7Е+8 до 12Е+8 Бк, входящие в состав газосигнализаторов и хроматографов, подлежат учету и контролю в СГУК РВ и РАО, и данные по ним представляются в отчете по форме 1.1 «Сведения о закрытых радионуклидных источниках».

Если эти источники будут переведены в радиоактивные отходы, то данные по ним представляются с кодом операции 41 (перевод в РАО) в двух формах: 1.1 «Сведения о закрытых радионуклидных источниках» и 1.5 «Сведения о РАО в виде отработавших ЗРИ».

Кроме того, закрытые радионуклидные источники с активностью, превышающей значение минимально значимой активности, подлежат контролю со стороны надзорных органов.

5 декабря 2018 года

От гражданки, проживающей в Новосибирске, поступило обращение по вопросу: в чем преимущества АЭС по сравнению с другими источниками энергии?

Ответ:

Таких преимуществ несколько:

1. Компактность топливных запасов.

2. Гибкость географии. Угольную станцию нет смысла строить более чем за тысячу км от угольного разреза, а атомную станцию можно построить именно там, где необходима энергия. Причина в компактности топлива: запас, которого хватит на год, можно привезти одним самолетным рейсом.

3. Снижение выбросов углекислого газа. Атомная энергия помогает решить проблему изменения климата: все действующие сегодня и строящиеся в России атомные станции экономят 711 млн. тонн выбросов CO2.

4. Переход к новому технологическому укладу. Страна, которая получает в свое распоряжение атомную станцию, переходит на новый качественный уровень с точки зрения науки, технологии, промышленности, образования.

5 декабря 2018 года

От гражданина, проживающего в Новосибирске, поступило обращение по вопросу: о реализации Указа Президента № 585 от 13 октября 2018 года «Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу».

Ответ:

Инструментами реализации настоящих Основ государственной политики являются:

а) система требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности, устанавливаемых федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами по стандартизации;

б) лицензирование, регистрация организаций, осуществляющих деятельность с использованием радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, аккредитация, аттестация, оценка соответствия, выдача разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду, выдача сертификатов-разрешений на транспортирование (перевозку) радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов, санитарно-эпидемиологическая экспертиза, выдача санитарно-эпидемиологических заключений, регистрация лекарственных форм и медицинских изделий;

в) государственное регулирование в области использования атомной энергии, контроль (надзор) за безопасностью в данной области, в том числе с использованием риск-ориентированного подхода;

г) государственные и федеральные целевые программы в области ядерной и радиационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также программы Союзного государства и межгосударственные целевые программы, в реализации которых участвует Российская Федерация;

д) системы обеспечения ядерной и радиационной безопасности и связанные с ними системы обеспечения безопасности, в том числе:

система регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

единая государственная система мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

единая государственная система контроля и учета индивидуальных доз облучения;

система радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий;

система нормирования выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

система учета и контроля радиоактивных веществ, ядерных материалов и радиоактивных отходов;

единая государственная система обращения с радиоактивными отходами;

система физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;

единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

система мониторинга, прогнозирования и планирования в сфере радиационной защиты населения;

е) организационно-управленческие решения, направленные на формирование системы учета объектов ядерного наследия;

ж) организационно-технические меры по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, принимаемые организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;

з) государственный учет и контроль устройств, генерирующих ионизирующее излучение;

и) государственный контроль (надзор) за обеспечением технической безопасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях;

к) государственный контроль за обеспечением безопасности транспортирования (перевозки) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них;

л) федеральный государственный надзор в области ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия, ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах;

м) ведомственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности ядерного оружия;

н) мониторинг уровня профессиональной подготовки, переподготовки работников (персонала), постоянно или временно работающих непосредственно с источниками ионизирующих излучений, а также создание отраслевых специализированных учебных центров, оснащенных современными учебно-техническими средствами и использующих в своей деятельности учебно-методические разработки.

13 декабря 2018 года

От гражданина, проживающего в Томске, поступило обращение по вопросу возможного нарушения норм и правил при захоронении радиоактивных отходов на территории города Северска.

Ответ:

Организации и предприятия, выполняющие работы по обращению с радиоактивными отходами на территории ЗАТО Северск, имеют в обязательном порядке лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на соответствующий вид деятельности и несут полную ответственность за обеспечение безопасности и соблюдение требований условий действия лицензий, обязательных требований норм и правил при выполнении соответствующих видов работ.

В соответствии с Положением об управлении, утвержденным приказом Ростехнадзора 28.06.2016 № 242, МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований норм и правил на объектах использования атомной энергии, в том числе расположенных на территории ЗАТО Северск, Томской области.

В соответствии с ежегодным планом проверок, МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора проводит контрольно–надзорные мероприятия за соблюдением организациями и предприятиями ЗАТО «Северск» требований условий действия лицензий на соответствующий вид деятельности. Кроме этого, в рамках постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, в том числе пунктах хранения радиоактивных отходов, ежемесячно проводятся проверки выполнения обязательных требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. Ежеквартально проводится информирование Полномочного представителяй Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе о состоянии безопасности на объектах использования атомной энергии, находящихся на территории ЗАТО Северск.

В ходе проведения проверок в 2018 году на объектах использования атомной энергии, расположенных на территории ЗАТО Северск, при обращении с радиоактивными отходами, нарушений норм и правил, влияющих на безопасность населения и ведущих к загрязнению грунтовых вод, не выявлено. Система хранения радиоактивных отходов соответствует современным критериям, нормам и требованиям безопасности.