2017 год

17 февраля 2017 года

Из войсковой части г. Иркутска поступил вопрос о порядке регистрации организации, осуществляющей деятельность по эксплуатации радиационных источников 4 и 5 категории опасности.

Ответ:

Для регистрации воинской части, как организации осуществляющей деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники 4 и 5 категорий радиационной опасности, необходимо представить в МТУ по надзору За ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора (далее-Управление) уведомление об осуществлении такой деятельности в соответствии с требованиями Правил регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники 4 и 5 категорий радиационной опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2012 № 1184 (см. п. 3 Правил).

Уведомление составляется организацией по форме, размещенной на сайте Управления, и представляется в Управление сопроводительным письмом.

Процедура регистрации занимает 30 рабочих дней с момента регистрации уведомления в Управление (включая время проверки организации, представляющей уведомление, на предмет проверки достоверности сведений, указанных в уведомлении).

28 февраля 2017 года

От гражданки города Северск Томской области поступило обращение по вопросу нарушения требований законодательства РФ в отношении остановленных реакторов АДЭ-4, АДЭ-2 и сухого канала от реактора ЭИ-2.

Ответ:

О возникновении цепной реакции деления на остановленных реакторах АДЭ-4 и АДЭ-5 сообщаем, что в настоящее время промышленные реакторы АДЭ-4 и АДЭ-5 находятся в режиме вывода из эксплуатации и полностью освобождены от ядерных материалов (ядерного топлива), в связи с чем, возникновение реакции деления в остановленных реакторах АДЭ-4 и АДЭ-5 невозможно в принципе.

По поводу появления маслянистой жидкости в сухом канале от реактора ЭИ-2 сообщаем, что при проведении работ по выводу из эксплуатации промышленного уран-графитового реактора ЭИ-2 все оборудование было демонтировано, сливные каналы и другие трубопроводы отсечены с видимым разрывом от здания реактора, все помещения и графитовая кладка засыпаны глиной специального состава для исключения воздействия грунтовых вод на графитовую кладку реактора ЭИ-2. Появление какой-либо жидкости вблизи площадки № 2 не связано с выведенным из эксплуатации реактором ЭИ-2.

11 апреля 2017 года

От гражданина г. Новосибирска поступило обращение по вопросу нормирования выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, согласно статье 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предприятиями ядерного топливного цикла в Сибирском федеральном округе.

Ответ:

В рамках оказания государственных услуг по установлению нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ (РВ) в атмосферный воздух и выдаче разрешений на выбросы РВ в атмосферный воздух предприятиям ядерного топливного цикла (ПТЦ), расположенным на территории Сибирского федерального округа, МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора устанавливаются величины разрешенных к выбросу РВ от стационарных источников при условии:

1) непревышения квоты от предела дозы для лиц из населения от всех путей обучения, связанных с выбросами радионуклидов в атмосферный воздух;

2) обеспечения сохранения благоприятных условий жизнедеятельности человека и устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природо-антропогенных объектов, сохранения биологического видового разнообразия. Наблюдается устойчивое уменьшение количества выбрасываемых РВ в атмосферный воздух в течении последних 5 лет, что связано с изменением технологий и, как следствие, уменьшением количества источников выбросов.

11 апреля 2017 года

От гражданки г. Новосибирска поступило обращение по вопросу соблюдения (нарушения) ПАО «НЗХК» законодательства, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии при выполнении разрешенной деятельности, наличии на нем аварийных случаев в 2016 и текущем году.

Ответ:

МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора ведет надзор за выполнением предприятиями атомной отрасли и объектами «народного хозяйства» (использующих радиоактивные вещества и радиационные источники), законодательства и федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, соблюдением условий действия выданных предприятиям и организациям лицензий.

Что же касается ПАО «НЗХК».

Данное предприятие находится под постоянным надзором нашего управления. Надзор за деятельностью ПАО «НЗХК» осуществляется по нескольким направлениям: учет и контроль ядерных материалов и их физическая защита, ядерная и радиационная безопасность, проектирование, конструирование и строительство, надзор за оборудованием.

В 2016 году на ПАО «НЗХК» были выявлены нарушения федеральных норм и правил, носящие в основном документарный характер. Что это значит? – Документы на предприятии не в полной мере соответствуют требованиям вновь введенных федеральных норм и правил. Нашими инспекторами по результатам проверок выносились предписания по устранению замечаний – предприятие их устраняло в предписанные сроки.

В 2016-2017 году аварийных ситуаций на ПАО «НЗХК» не было.

16 мая 2017 года

От гражданина г. Москвы поступило обращение по вопросу о возможном радиоактивном загрязнении бассейна реки Колымы, в связи с началом добычи золота в районе закрытой шахты на берегу Колымского водохранилища.

Ответ:

В соответствии с Положением МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора, утвержденного приказом Ростехнадзора № 242 от 28.06.2016, Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований норм и правил на объектах использования атомной энергии.

Организация - Общество с ограниченной ответственностью «Артель старателей «Энергия», юридический адрес: 686110, Магаданская область, Хасынский район, п. Палатка, ул. Ленина, д. 3 (руководитель Басанский А.А.), которое, исходя из текста Вашего обращения, ведет работы в районе «радиоактивной шахты», не числится в реестре организаций осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.

Наблюдение (мониторинг) за радиационной обстановкой на данной территории, в том числе учет и контроль природных источников радионуклидов не входит в компетенцию Управления.

22 мая 2017 года

От гражданина, проживающего в Красноярском крае, поступило обращение по вопросу строительства пункта окончательной изоляции радиоактивных отходов 1 и 2 классов опасности в Красноярском крае.

Ответ:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 306 утверждены «Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения». Правила регламентируют основные процессы, связанные с инициированием сооружения объектов, обоснованием инвестиций в строительство, выбором площадки, разработкой проектной документации, ее согласованием и утверждением.

Решения о сооружении объектов федерального значения принимает Правительство Российской Федерации. Поэтому оценка правомерности приятия решения о размещении и сооружении объекта использования атомной энергии в компетенцию Ростехнадзора не входит.

8 июня 2017 года

От гражданина г. Уфа поступило обращение по вопросу нарушения действующего законодательства в области использования атомной энергии компанией «Шлюмберже Лоджелко Инк.» летом 2008 года, обусловленное потерей контроля над радиационным источником и облучением граждан Российской Федерации на территории острова Сахалин.

Ответ:

В соответствии с Положением МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора, утвержденного приказом Ростехнадзора № 242 от 28.06.2016, Управление осуществляет федеральный государственный надзор на территории субъектов Российской Федерации Сибирского и Дальневосточного федеральных округов за организациями, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.

В указанный Вами период (лето 2008 года) деятельность в области использования атомной энергии на территории Сахалинской области осуществляла компания «Шлюмберже Лоджелко Инк.», в соответствии с лицензией Ростехнадзора на право эксплуатации радиационных источников.

В соответствии с условиями действия лицензии на право эксплуатации радиационных источников, компания «Шлюмберже Лоджелко Инк.» информировала Сахалинский отдел инспекций радиационной безопасности о радиационных авариях (происшествиях) и несанкционированных действиях в отношении радиационных источников, а также о мерах, принимаемых для локализации и ликвидации причин и последствий указанных происшествий. Компания «Шлюмберже Лоджелко Инк.» предоставляла в Сахалинский отдел инспекций радиационной безопасности информацию о происшествиях в период с 2007 по 2015 годы включительно.

В результате анализа материалов деятельности компании «Шлюмберже Лоджелко Инк» выявлено, что в 2008 году произошло одно нерадиационное происшествие, связанное с дифференциальным прихватом бурильной колонны на глубине 2706 метров. В скважине был оставлен прибор нейтронно-плотностного каротажа, содержащий радиоактивный источник Сs-137, активностью 1,7Кu. Предпринятые попытки освободиться с помощью гидравлического ясса и путём расхаживания колонны не привели к извлечению радиационного источника из скважины. Информация о происшествии в Сахалинский отдел инспекций радиационной безопасности поступила в установленные НП-014-2000 «Правила расследования и учета нарушений при обращении с радиационными источниками и радиоактивными веществами в народном хозяйстве» сроки.

Приведенные в Вашем обращении факты о забывчивости персонала по изъятию радиационного источника (далее по тексту – РИ, источник) из компоновки бурильной колонки и перемещения его в защитный контейнер массой 10 тонн не может соответствовать действительности по следующим основаниям:

1) в соответствии с Регламентом по эксплуатации объекта использования атомной энергии и Инструкцией по учёту и контролю закрытых радионуклидных источников, радиоактивных отходов, каждый факт передачи радиационных источников оформляется документально, с проведением подтверждающих измерений наличия радиационных источников средствами радиационного контроля в транспортном упаковочном комплекте;

2) разборка компоновки бурильной колонки не осуществляется одним работником, тем более, как Вами указано, женщиной (это трудоемкий и тяжелый процесс);

3) каротажный прибор в структуре компоновки бурильной колонки является элементом, представляющим определенную опасность для персонала, и удаляется ответственным за радиационную безопасность в первую очередь с последующим изъятием из него радиационного источника и помещения его в защитный контейнер;

4) каротажный прибор является дорогостоящим прибором, закрепленным за ответственным должностным лицом и им не «разбрасываются как разовой ветошью»;

5) персонал компании всегда отличался высоким профессионализмом и культурой безопасности.

Ваши утверждения о переоблучении большого количества персонала буровой, экипажа корабля на котором перевозились источники якобы без транспортного контейнера, работников морского порта и населения г. Холмск, также вызывают большие сомнения в их достоверности у специалистов и не подтверждаются никакими документами о наличия радиоактивности при проведении измерений.

Порядок возврата в место хранения транспортного упаковочного комплекта (далее - ТУК) в компании строго регламентирован и вероятность того, что ТУК перевозился без радионуклидного источника ничтожна мала по следующим причинам:

- транспортирование ТУК с буровой в места хранения радиационного источника осуществляет организация, имеющая соответствующую лицензию Ростехнадзора на транспортирование. Такой организацией является ЗАО ГК «Зонд» - единственная организация на Сахалине, которая оказывает услуги по транспортированию и хранению РИ;

- многие годы ЗАО ГК «Зонд» безаварийно транспортирует РИ компании на территории Сахалинской области в соответствии с нормативно правовыми актами в области использования атомной энергии;

- перевозку РИ ЗАО ГК «Зонд» осуществляет в сертифицированных транспортных упаковочных контейнерах (сертификат разрешение RUS/5523/А-96Т), вес которых составляет от 500 килограмм до 700 килограмм;

- при передаче РИ из одной организации в другую проводятся подтверждающие измерения, о чем составляется соответствующий акт.

Поэтому утверждение, что в ТУК не было РИ, а его транспортировали с другим имуществом компании, является бездоказательным.

В 2008 году в порту Холмск не было ни специальных хранилищ, ни площадок, разрешенных для хранения РИ (как в ТУК, так и без них). Специализированные автомобили ЗАО ГК «Зонд» запускались на территорию порта Холмск для погрузки и разгрузки по действующим правилам не ранее 3 часов до погрузки/выгрузки. Производственная база по адресу г. Южно-Сахалинск, организована позже 2008 года.

Лицензия на право эксплуатации радиационных источников (изделий, в которых содержаться радиоактивные вещества) у компании «Шлюмберже Лоджелко Инк» истекла 20 декабря 2015 года. В настоящее время в соответствии с имеющейся лицензией Ростехнадзора деятельность в области использования атомной энергии продолжает компания-правоприемник - «Шлюмберже Восток».

Таким образом, представленная в Вашем обращении информация о потере контроля над радиационным источником в компании «Шлюмберже Лоджелко Инк.» летом 2008 года не подтверждается результатами рассмотрения вопроса по обращению.

11 июля 2017 года

От гражданки Красноярского края поступило обращение по вопросу переноса города Железногорска в район падения тунгусского метеорита, в связи с невозможностью хранения радиоактивно-опасных веществ рядом с городом Красноярском.

Ответ:

О вашем предложении по переносу г. Железногорска (с его ядерно и радиационно опасными объектами) в отдаленный и безлюдный район поясняем, что принятие решения о размещении пунктов хранения радиоактивных отходов федерального значения является компетенцией Правительства РФ на основании правил принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 года № 306. Правила регламентируют основные процессы, связанные с инициированием сооружения объектов, обоснованием инвестиций в строительство, выбором площадки, разработкой проектной документации, ее согласованием и утверждением.

Разделяя вашу озабоченность по вопросу состояния контроля за хранением радиоактивных веществ на территории города Железногорска, сообщаем, что в соответствии с Положением МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора, утвержденного приказом Ростехнадзора № 242 от 28.06.2016, на ядерно и радиационно опасных объектах ФГУП «ГХК» осуществляется контроль и надзор за соблюдением обязательных требований норм и правил в области использования атомной энергии. Непосредственно контроль и надзор на объектах ФГУП «ГХК» и ЗАТО г. Железногорск осуществляет Железногорский отдел инспекций.

На регулярной основе проводится информирование Полномочного представителей Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и Губернатора Красноярского края о состоянии безопасности на объектах использования атомной энергии, находящихся на территории Сибирского федерального округа, на которых Управление осуществляет надзорную деятельность (в том числе на объектах ФГУП «ГХК»), кроме этого два раза в год в их адрес Управлением направляются обобщенные «Справки о состоянии ядерной и радиационной безопасности на объектах использования атомной энергии».

Ежеквартально Железногорским отделом инспекций направляется информация в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края «О состоянии ЯРБ на ПТЦ и в ЗАТО» об изменении состояния ядерной и радиационной безопасности на предприятиях и территориях, поднадзорных отделу инспекций.

07 августа 2017 года

От гражданина Сахалинской области поступило обращение по вопросу неправомерности требования СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» по оказанию услуг в области использования атомной энергии.

Ответ:

В соответствии с Положением об Управлении, осуществляется федеральный государственный надзор на территории субъектов Российской Федерации Сибирского и Дальневосточного федеральных округов за организациями, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.

Рассмотрена представленная переписка сторонами конфликта, из чего следует:

1. ООО «Газпромнефть-Сахалин» письмом от 25.07.2017 № ОМ-01/540 обратилось к СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» с запросом на погрузку источника ионизирующего излучения.

2. СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» письмом от 31.07.2017 № 1991-01/17 уведомило ООО «Газпромнефть-Сахалин» о наличии лицензионных требований и необходимости для организации предоставления испрашиваемой услуги заключить отдельный договор на такие услуги.

3. По неизвестной причине ООО «Газпромнефть-Сахалин», проигнорировав лицензионные требования СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» и лицензионные требования собственной лицензии, начало действовать через посредников, таких как АО «Корсаковский морской торговый порт» и компанию ООО «ФЕСКО Интегрированный транспорт», которые вступили в ненужную полемику.

Таким образом, СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» имеет все законные основания отказать в предоставлении услуги на основании пунктов 3.2.1 и 3.2.3 Условий действия лицензии (далее – УДЛ) от 09.09.2016 № СДВ-У-06-501-2361, а ООО «Газпромнефть-Сахалин» не имеет основания требовать выполнения услуги, не выполнив требования пунктов 2.3.9 и 3.2 УДЛ от 26.08.2016 № ГН-06-501-3256 и заключенный договор между ООО «Газпромнефть-Сахалин» и АО «Корсаковский Морской Торговый Порт» противоречит требованиям пунктов 1.5, 1.6 и 2.3.4 УДЛ от 26.08.2016 № ГН-06-501-3256.

Наличие договора на выполнение работ и предоставление услуг в области использования атомной энергии и наличии в договоре требований к разграничению ответственности между лицензиатом и заказчиком по обеспечению безопасности на всех этапах ведения работ, является обязательным условием для проведения работ.

Наличие у организации лицензии, уполномоченной Лицензиатом подавать заявку (ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт»), не требуется, т.к. подача заявки не относится к операциям и условиям, которые связаны с перемещением радиоактивного материала.

21 августа 2017 года

Управлением Роспотребнадзора по Омской области поступило обращение по вопросу утилизации бесхозных источников ионизирующего излучения в порядке, установленном действующим законодательством в области обеспечения радиационной безопасности.

Ответ:

Сообщаем, что вопрос утилизации бесхозных источников (31 радиоизотопный извещатель дыма РИД-1) контролируется Омским отделом инспекций радиационной безопасности (отдел расположен по адресу: 644018, г.Омск, ул. 5-я Кордная, д.4; телефон (3812) 56-07-35; начальник отдела Горячев Сергей Михайлович).

Омский отдел инспекций радиационной безопасности обратился в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствия стихийных бедствий по Омской области с просьбой решить вопрос об утилизации данных источников ионизирующего излучения в порядке, установленном действующим законодательством (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1994 г. № 989 «О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте», Приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 11.12.2006 № 730 «Об утверждении порядка использования средств целевого финансового резерва, обеспечивающего оперативность и целевую направленность при финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте»).

В настоящее время эти источники находятся на хранении на территории базы, принадлежащей Обществу с ограниченной ответственностью Торговая фирма «Инкос», извещатели дыма РИД-1 упакованы в пластиковые мешки и располагаются в отдельно стоящем помещении, которое закрыто и опечатано, что подтверждено письмом директора ООО ТФ «Инкос» А.П. Ермолиным.

Управление МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора поручило Омскому отделу инспекций радиационной безопасности осуществлять мониторинг ситуации по исполнению мероприятий утилизации безхозных источников в специализированный комбинат по хранению радиоактивных отходов.

15 сентября 2017 года

От гражданина г. Северска Томской области поступило обращение по вопросу правомерности действий инспекторов по выдаче предписания о выявленном нарушении при плановой проверке объекта капитального строительства.

Ответ:

1. В соответствии с требованиями пункта 3.3 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87», работы по возведению зданий и сооружений следует выполнять в соответствии с проектом производства работ (ППР), в котором наряду с общими требованиями должны быть определены места выполнения контроля, их частота, методы, исполнители, средства измерений и формы записи результатов.

2. В соответствии с требованиями пункта 3.5 СП 70.13330.2012, по результатам текущего контроля технологических процессов составляются акты освидетельствования скрытых работ. Форма акта приведена в приложении № 3 РД 11-02-2006.

3. Согласно пункту 5.17.5 обязательного к исполнению СП 70.13330.2012, подготовленную к бетонированию опалубку следует принимать по ГОСТ Р 52752 и акту, что объективно доказывает правомерность действий инспекторов.


15 ноября 2017 года

От гражданина г. Новосибирска поступило обращение по вопросу перевозки видов радиоактивных материалов в настоящее время по территории России (в частности по Сибири) и обеспечении безопасности при их перевозках.

Ответ:

Среди перевозимых в России радиоактивных материалов в настоящее время присутствуют: руда, химические и физические концентраты, гексафторид урана, свежее и отработанное ядерное топливо, радиоактивные отходы, а также тысячи видов радиоактивных материалов и изделий с ними, используемых во многих отраслях промышленности, медицине, науке, сельском хозяйстве и т.д.

Безопасность перевозок обеспечивается конструкционными особенностями упаковок, которые обеспечивают безопасность материалов в нормальных и аварийных условиях, а также организацией специального режима перевозок. Конструкционная безопасность перевозок ядерных материалов предусматривает минимизацию до безопасных пределов радиологических последствий в случае практически любых транспортных аварий за счет надежности конструкций упаковок или ограничения радиоактивного содержимого.

Правительство Российской Федерации в целях повышения эффективности государственного управления в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности (включая обеспечение физической защиты) при обращении с радиоактивными материалами постановлением от 19 марта 2001 года №204 «О государственном компетентном органе по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них» утвердило Положение о государственном компетентном органе по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них. Им был назначен Минатом России. Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии» полномочиями указанного государственного компетентного органа была наделена Госкорпорация «Росатом»

ГК «Росатом» контролирует как сами маршруты, так и непосредственное движение транспортных средств, которые передвигаются с машинами сопровождения и охраной, использованием буферных транспортных средств. Иногда приходится применять ограничение встречных транспортных средств на некоторых участках маршрутов.

В России ежегодно в режиме специальных перевозок осуществляется около 2 тысяч межобъектовых перевозок радиоактивных материалов автомобильным и железнодорожным транспортом в рамках ядерного топливного цикла. При этом ежедневно, под контролем Центра транспортного контроля «Росатома» находятся от 5 до 25 таких перевозок. Перевозки других опасных грузов составляют примерно 800 млн. тонн в год, или около 20% от всех промышленных грузов.

В целях обеспечения сохранности перевозимых радиоактивных материалов Госкорпорация «Росатом» при содействии ОАО «РЖД», Минтранса России, МВД России, Минобороны России, МЧС России, ФСБ России организует эшелонированную физическую защиту радиоактивных материалов, с применением различных автоматизированных средств, для предотвращения террористических актов и других чрезвычайных ситуаций.

В зависимости от вида отработанного ядерного топлива (ОЯТ) пунктами назначения могут быть Железногорск (ГХК, Красноярская область) или Озерск ("Маяк", Челябинская область). Перемещение с российских АЭС, оборудованных реакторами типа РБМК-1000 — Ленинградской, Смоленской и Курской, осуществляется в «сухое» хранилище Горно-химического комбината в закрытом городе Железногорск Красноярского края. Сейчас Горно-химический комбинат является ведущим российским предприятием по работе с ОЯТ. Для перевозок из азиатских стран используются порты около Владивостока и Транссибирская магистраль. Из Болгарии перевозки проходят по Дунаю, на барже с разгрузочным краном до порта Измаил на Украине и далее по железной дороге через Одессу. Из других частей Европы транспортировка может проходить через Польшу и Белоруссию.

Надзор за безопасностью при перевозке радиоактивных материалов по территории России осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

15 ноября 2017 года

От гражданина г. Новосибирска поступило обращение по вопросу о необходимости организации, планирующей выполнять работы в области использования атомной энергии, получать специальное разрешение Ростехнадзора.

Ответ:

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 20.10.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» органами государственного регулирования безопасности выдаются разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии. Указанные разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии. В соответствии с пунктом 2 «Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 года № 280, лицензирование деятельности в области использования атомной энергии осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и ее территориальными органами.

29 ноября 2017 года

От организации АО «Транснефть-Центральная Сибирь» поступило обращение по вопросу о предоставлении информации о существующих ограничениях, обременениях местами захоронений радиоактивных отходов для разработки проектной документации объекта «МН «Александровское – Анжеро-Судженск». НПС «Чапаевка». Строительство» и его размещения на территории Александровского района Томской области.

Ответ:

В соответствии с Положением МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора, утвержденного приказом Ростехнадзора 28.06.2016 № 242, Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований норм и правил на объектах использования атомной энергии.

Организации Томской области, осуществляющие деятельность в области использования атомной энергии, передают образующиеся радиоактивные отходы в филиалы ФГУП «РосРАО». На территории Александровского района Томской области пункты захоронения радиоактивных отходов не зарегистрированы.

Наблюдение за радиационной обстановкой на данной территории, в том числе учет и контроль природных источников радионуклидов не входит в компетенцию Управления.

1 декабря 2017 года

От граждан, проживающих в Кемеровской области, поступили обращения по вопросу нахождения на территории АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» металлических слитков, изготовленных из радиоактивного металла (фрагментов металлолома с локальными источниками ионизирующего излучения), что создало опасность для жизни и здоровья людей.

Ответ:

МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока, как территориальный орган Ростехнадзора в своей деятельности руководствуется Положением об Управлении, утвержденным приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 № 242. В соответствии с п. 4.1 раздела Положения, Управление осуществляет функции по контролю и надзору за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью на объектах использования атомной энергии (ОИАЭ).

Для автоматизации технологических процессов и контроля параметров в процессе основной деятельности комбината используются различные радиоизотопные приборы с закрытыми радионуклидными источниками, комплексы, установки по переплавке металла не являются объектами использования атомной энергии и, следовательно, не поднадзорны Управлению.

Государством даны полномочия Ростехнадзору и, соответственно, Управлению в осуществлении надзорной и контрольной деятельности, только в отношении ОИАЭ и только в пределах своей компетенции. Поэтому все, что связанно с обеспечением радиационной безопасности от природных источников ионизирующего излучения в строительных материалах, в металлоломе, загрязненном РВ, при загрязнении территорий РВ и источниками ионизирующего излучения неизвестного происхождения, так называемыми «бесхозными» источниками, при радиационных авариях и происшествиях вне ОИАЭ, не относится к компетенции Ростехнадзора и его территориальных органов.

На Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, на основании «Положения об Управлении…», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.06.2006 № 158, возложен государственный санитарно-эпидемиологический надзор:

- за радиационной безопасностью, в том числе дозами облучения населения и персонала от техногенных, природных, медицинских источников ионизирующего излучения;

- за производством, применением (использованием), транспортированием, хранением и захоронением радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека.

В соответствии с частью 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» материалы обращений направлены по подведомственности в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области для рассмотрения в пределах компетенции и ответа заявителям.