2016 год21 января 2016 года От граждан города Томска поступило обращение (заявление) с вопросом о возможном снижении качества технического обслуживания и эксплуатации технологического оборудования ядерного реактора ИРТ-Т ФТИ ТПУ, в связи с реорганизацией структуры учебно-научного центра «Исследовательский ядерный реактор». Ответ: В настоящее время в связи с окончанием срока действия лицензии № ГН-03-108-3024 от 15.05.2015 с 11.11.2015 деятельность по эксплуатации ядерной установки: исследовательский ядерный реактор ИРТ-Т федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» Министерства образования и науки Российской Федерации (ФГАОУ ВО НИ ТПУ) прекращена (приказ от 03.11.2015 № 13897) до получения новой лицензии Ростехнадзора (в настоящее время проводится экспертиза комплекта документов для получения лицензии). Работы по обеспечению безопасности проводятся в соответствии с организационно-техническими мероприятиями, предусмотренными инструкциями ФГАОУ ВО НИ ТПУ по техническому обслуживанию и выполнению ремонта оборудования ядерной установки. Изменение структуры и штатного расписания учебно-научного центра «Исследовательский ядерный реактор» является правом эксплуатирующей организации и проводимые сокращения начальника и заместителя начальника службы технического обслуживания реактора ИРТ-Т не могут являться основанием того, что ответственные лица не будут назначены после завершения процедуры сокращения. Должности начальника службы технического обслуживания технологического оборудования реактора ИРТ-Т и его заместителя не включены в «Перечень должностей сотрудников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», которые должны получать разрешение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии при эксплуатации ИЯУ и пунктов хранения радиационных источников ТПУ», утверждённый первым заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Третьяком Н.В. 11.07.2014. Таким образом, лица, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию технологического оборудования реактора ИРТ-Т, не проходят аттестацию в Ростехнадзоре. В компетенцию надзорной деятельности нашего управления не входят вопросы проверки по исполнению трудового законодательства и связанных с ним вопросов, а также вопросы взаимоотношений между эксплуатирующей организацией и ее работниками. Законодательным актом, который регулирует трудовые отношения, является Трудовой Кодекс Российской Федерации. В соответствии с графиком постоянного надзора, Северским отделом инспекций ядерной и радиационной безопасности на ПТЦ и ЗАТО на 1 квартал запланированы две проверки учебно-научного центра «Исследовательский ядерный реактор» с 24.02.2016 по 10.03.2016 и с 01.03.2016 по 15.03.2016, при проведении которых, с учетом реорганизации учебно-научного центра «Исследовательский ядерный реактор», будет уделено внимание организации технического обслуживания и ремонта технологического оборудования, в том числе назначению лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию технологического оборудования реактора ИРТ-Т, в соответствии с требованиями правил в области использования атомной энергии ПНАЭ Г7-008-89.
01 февраля 2016 года Из Сибирского управления Ростехнадзора направленно обращение (заявление) гражданина города Кемерово с просьбой предоставления справки о том, что в период с 1985 года по настоящее время на территории Кемеровской области и города Кемерово не происходило техногенных катастроф с утечкой радиоактивных веществ. Ответ: Согласно Положению об управлении, утвержденного приказом Ростехнадзора от 30.06.2011 № 355, контроль доз облучения населения от техногенных, природных и медицинских источников ионизирующих излучений не входит в установленную сферу деятельности нашего Управления. В соответствии с частью 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение было направлено по подведомственности в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области для рассмотрения в пределах компетенции и ответа заявителю.
16 марта 2016 года Граждане города Новосибирска обратились к Президенту Российской Федерации с обращениями. По поручению Президента Российской Федерации руководитель управления на личном приеме граждан в приемной Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, дал разъяснения на поставленные вопросы в обращениях. Вопрос: Я знаю, что в качестве источников электроснабжения на автоматических маяках, расположенных на побережье Северного ледовитого океана, вдоль Севморпути, используются радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ), в которых содержатся радионуклидные источники активностью до нескольких тысяч Кюри. Эти РИТЭГ практически не охраняются. У меня вопрос: в связи с планами по расширению хозяйственной деятельности России в районах Крайнего Севера, не возрастет ли вероятность несанкционированных действий в отношении этих источников и риск бесконтрольного распространения радиоактивных веществ? Ответ: Риск несанкционированных действий в отношении РИТЭГ и бесконтрольного распространения радиоактивных веществ не возрастет, он существенно уменьшился. Благодаря замене на альтернативные источники энергоснабжения (ветрогенераторы, солнечные батареи), за последние 10 лет количество РИТЭГ, расположенных в зоне ответственности МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока (а это территории Сибирского федерального округа (СФО) и Дальневосточного федерального округа (ДФО), значительно сократилось. На территории СФО сократилось со 163 шт. до 0, на территории ДФО − с 257 шт. до 49, то есть основная масса РИТЭГ были вывезены из мест эксплуатации к местам утилизации или длительного хранения. В 2015 году проводились следующие работы по передаче РИТЭГ на утилизацию: - утерянный ранее РИТЭГ Диксонской гидрографической базы ФГУП «Гидрографическое предприятие», который был установлен на о. Лишний, обнаружен в 2014 году в результате поисковой экспедиции и в октябре 2015 вывезен для утилизации в ОАО «В/О «Изотоп»; - 23 РИТЭГ в сентябре 2015 года вывезены из временного хранилища Дальневосточного центра по обращению с радиоактивными отходами – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» в ОАО «В/О «Изотоп»; - 1 РИТЭГ Певекского лоцмейстерско-гидрографического отряда с пункта «Кувэквын» в Чукотском автономном округе в октябре 2015 вывезен в ОАО «В/О «Изотоп». Оставшиеся на территории ДФО на конец 2015 года 49 РИТЭГ находятся: - 1 РИТЭГ Минобороны России, поднятый после затопления в районе мыса Марии, хранится в войсковой части 13023 (п. Лососина, Хабаровский край); - 12 РИТЭГ эксплуатируются войсковой частью 73990 на полигоне Кура (полуостров Камчатка); - 35 РИТЭГ воинских частей Минобороны России находятся на временном хранении в Дальневосточном центре по обращению с радиоактивными отходами – филиале Федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО»; - 1 РИТЭГ Минобороны России затоплен в районе мыса Низкий (восточное побережье о. Сахалин). Последние безуспешные поиски проводились командованием Тихоокеанского флота в 2010 году.
Вопрос: Известно, что для работы АЭС периодически требуется перезагрузка ядерного реактора. Отработавшее ядерное топливо направляется в специализированные места хранения. Мне хотелось бы узнать: как перевозится отработавшее ядерное топливо и насколько безопасны такие перевозки? Ответ: Транспортирование отработавшего облучённого ядерного топлива, после его эксплуатации, осуществляется, в основном, железнодорожным и автомобильным транспортом. Она производятся с использованием особых мер безопасности и специальных транспортных контейнеров. Все это гарантирует соблюдение отечественных и международных требований и нормативов по всем видам защиты – технологической, физической, ядерной и радиационной. Испытания контейнеров показали безаварийность конструкции даже в весьма серьезных чрезвычайных ситуациях – при нахождении в зоне пожара при температуре 800 градусов Цельсия, падении с девятиметровой высоты на жесткое основание и на стальной штырь, приложении ударных нагрузок, соответствующих падению самолета. Для транспортирования отработавшего ядерного топлива используются также морские суда специальной конструкции. За последние более чем 50 лет выполнения транспортирования отработавшего ядерного топлива не возникло ни одной аварийной ситуации.
Вопрос: Сегодня атомная энергетика в России активно развивается – внедряются новые модели реакторов на атомных станциях, а также новые технологии безопасной утилизации ядерных отходов, заключаются контракты на строительство новых АЭС. Меня интересует вопрос: каковы будущие перспективы развития атомной отрасли в нашей стране? Ответ: Сегодня дискуссии о перспективах использования атомной энергии продолжают оставаться одной из главных тем в спорах ученых-ядерщиков. И если в теме безопасности эксплуатации АЭС современные технологии помогают им достичь согласия, то вопрос выбора топлива для реакторов будущего остается открытым. Например, одна из активно обсуждаемых версий, состоит в том, что современная атомная индустрия опирается на использование в реакторах тепловыделяющих сборок на основе урана-235, которого в природе довольно мало. А имеющихся запасов готового вещества хватит лет на пятьдесят. Поэтому, по мнению ряда виднейших российских специалистов в области ядерной физики, одной из главных технологий атомной энергетики станут реакторы, сопряженные с ускорителями частиц, которые позволят добывать энергию из урана-238, которого в природе, напротив в избытке. Сегодня остро стоит вопрос о разработке новых схем атомной энергетики. Российские ядерщики пытаются убедить сообщество в том, что надо сжигать не 235-й, а 238-й уран. Но сжигать его можно только с помощью ускорителей. Схемы, которые предлагаются, позволят утилизировать отработавшее ядерное топливо – наши реакторы смогут работать на отработанном ядерном топливе, поскольку оно примерно на 95-97% состоит из урана-238. Развитие технологии производства реакторов с ускорителями обеспечит человечество дешевой и безопасной энергией на столетия вперед.20 мая 2016 года От гражданина города Краснокаменск Забайкальского края поступило обращение (заявление) о загрязнении почвы и подземных вод при аварийных проливах шахтных вод ШНС-1,2 ПАО «ППГХО» на рельеф пади Малый Тулукуй. Ответ: По результатам рассмотрения обращения С 06 по 10 июня 2016 года Управлением проведена проверка в отношении ПАО «ППГХО» по факту загрязнения почвы и подземных вод при аварийных проливах шахтных вод ШНС-1,2 на рельеф пади Малый Тулукуй. В ходе проверки установлено: - утечка радиоактивной шахтной воды из «свищей» напорного трубопровода ШНС-2 на рельеф в районе моста над железной дорогой на БМТС ПАО «ППГХО» (отворот на ГМЗ) и утечка радиоактивной шахтной воды по люку гидросборника ШНС-1 через прокладку на рельеф, обнаруженные 21.04.2016 г. при комиссионном осмотре промышленной зоны ПАО «ППГХО», устранены (отчет № 100-40-01-03/280 от 29.04.2016). Задвижка Ду 400, установленная на трубопроводе в районе гидросборника ШНС-1 демонтирована, проем на трубопроводе заварен по контуру, технологическим процессом не предусмотрен сброс шахтных вод на рельеф местности в аварийных ситуациях; - переливов шахтных вод в районе ШНС-1 на рельеф и из напорного трубопровода ШНС-2 в районе моста над железной дорогой на БМТС ПАО «ППГХО» (отворот на ГМЗ) на момент проверки не зафиксировано. По результатам дозиметрического обследования, проведенного в ходе проверки уровень мощности эквивалентной дозы (МЭД) составил: - почва на участке вдоль напорного трубопровода НШВ-2, под задвижкой, в районе ж/д моста (дорога на ГМЗ) - от 0,32 до 0,52 мкЗв/ч; - территория промышленной площадки НШВ-1, после зачистки от загрязнений и отсыпки – от 0,33 до 0,65 мкЗв/ч; - НШВ-1, место аварийного сброса воды из резервуара - от 2,56 до 2,98 мкЗв/ч. ШНС-1, ШНС-2, а также трубопроводы расположены на территории промышленной площадки ПАО «ППГХО», в пределах которой допустимый уровень МЭД составляет 3,0 мкЗв/ч (допустимый уровень для персонала группы Б). (Извещение о результатах дозиметрического контроля № 100-39-3-02-17/476 от 08.06.2016). С целью ликвидации радиационного и химического загрязнения в пади Малый Тулукуй проведена рекультивация почв (извещение о результатах гамма-съемки промышленной площадки ПАО «ППГХО» от 22.04.2016, отчет № 100-26-1-03/326 от 06.05.2016, отчет № 100-26-1-03/378 от 27.05.2016, извещение о результатах гамма-съемки промышленной площадки НШВ-1 от 06.06.2016, отчет № 100-26-1-03/409 от 08.06.2016). 21 июня 2016 года От гражданина города Новосибирска поступило обращение (заявление) о факте нарушения природоохранного законодательства при захоронении радиоактивных отходов. Ответ: В соответствии с Положением МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора, утвержденного приказом Ростехнадзора от 30.06.2011 № 355, Управление осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности: организует и проводит проверки (инспекций) соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, норм и правил в области использования атомной энергии, осуществляет контроль и надзор за соблюдением условий действия лицензий на деятельность в области использования атомной энергии, разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, осуществляет контроль и надзор за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью на объектах использования атомной энергии. В устье реки 2-ая Ельцовка объекты использования атомной энергии отсутствуют. Лицензий и разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии на этой территории организациям, юридическим лицами и индивидуальным предпринимателями не выдавались. В компетенцию надзорной деятельности Управления не входит контроль за загрязнением окружающей среды, состоянием воздуха и почвы. Наблюдение (мониторинг) за радиационной обстановкой на территории г. Новосибирска входит в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области), куда Департаментом Росприроднадзора по СФО также было перенаправлено Ваше обращение. 16 августа 2016 года От гражданина города Краснокаменск Забайкальского края поступило обращение (заявление) по вопросу загрязнения подземных вод в пади Широндукуй из хвостохранилищ «Верхнее», «Среднее», огаркохранилища СКЦ. Ответ: В период с 12 по 23 сентября Управлением проведена проверка Публичного акционерного общества «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (далее - ПАО «ППГХО») по соблюдению требований условий действия лицензии, законодательства РФ, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии в части обеспечения радиационной безопасности при эксплуатации хвостохранилищ. В ходе проверки установлено, что в инвестиционную программу ПАО «ППГХО» на 2016 год включены мероприятия по реконструкции противофильтрационной завесы ГМЗ (створ скважин ниже огаркохранилища СКЦ). Начаты инженерно-геологические изыскания для обоснования проектирования реконструкции ПФЗ ГТС ГМЗ. При проведении проверки выявлены нарушения пунктов 7, 84, 87 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения» (НП-058-14). По факту нарушений требований федеральных норм правил ПАО «ППГХО» выдано предписание на устранение выявленных нарушений в установленные сроки. Имеющиеся нарушения не препятствуют осуществлению видов деятельности в области использования атомной энергии. Причиной выявленных нарушений является недостаточный ведомственный контроль со стороны технических служб и администрации предприятия. Отмеченные нарушения не требуют применения других санкций. С руководством и персоналом предприятия подведены итоги по результатам проведенной проверки.
23 сентября 2016 года От гражданина проживающего в Красноярском крае поступило обращение (заявление) по вопросу о готовности вывоза некоей канадско-китайской компанией урановых руд по дорогам, пролегающим через густонаселенные деревни Курагинского района Красноярского края Ответ: Работы по разведке, добыче, транспортированию урановых руд регламентируются Федеральным законом « Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ от 21.11.1995. В соответствии с данным законом на осуществление вышеперечисленных работ требуется наличие лицензии в области использования атомной энергии, которая выдается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Лицензий на проведения работ по разведке, добыче, транспортированию урановых руд на территории Красноярского края, никаким организациям Ростехнадзор не выдавал. Сведениями о причинах реконструкции автодорог, пролегающих по территории Курагинского района Красноярского края, МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока не располагает.
29 сентября 2016 года От гражданина города Новосибирска поступило обращение (заявление) по вопросу о химическом и радиоактивном загрязнении территории при ведении жилищного строительства. Ответ: В сентябре 2015 году Вы уже обращались в наш адрес с обращением по этому вопросу. В соответствии с частью 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение было перенаправлено для рассмотрения в пределах компетенции начальнику Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу, о чем письменно в Ваш адрес было направлено извещение. Разъясняем, что объекты использования атомной энергии в виде специальных хвостохранилищ ядерных отходов и лабораторий по указанному вами адресу никогда не размещались. Повторяем, что согласно Положению об управлении, утвержденного приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 №242, управление осуществляет в пределах своих полномочий государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов использовании атомной энергии (ядерная установка, радиационный источник, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов), вопрос о проверке земельного участка, при его подготовке для жилищного (гражданского) строительства, на предмет его загрязнения химическими и радиоактивными веществами, не входит в установленную сферу деятельности Управления. 4 октября 2016 года От гражданина города Новосибирска поступило обращение (заявление) по вопросу нарушения природоохранного законодательства, связанного с размещением отходов I-IV классов опасности на городской свалке, расположенной по ул. Гусинобродское шоссе г. Новосибирска. Ответ: Городская свалка, расположенная по ул. Гусинобродское шоссе, не относится к объектам использования атомной энергии. В установленную сферу деятельности нашего Управления не входит контроль загрязнения окружающей среды, состояния воздуха и почвы вне территории объекта использования атомной энергии. Наблюдение (мониторинг) за радиационной обстановкой на территории г. Новосибирска входит в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области), куда Вы и направляли ваше обращение.
17 октября 2016 года От гражданина города Новосибирска поступило обращение (заявление) по вопросу: каким образом будет обеспечиваться безопасность населения при эксплуатации атомной станции, строящейся в городе Северск Томской области? Ответ: В России ведутся работы по созданию революционного ядерного реактора, относящегося к четвертому поколению. Речь идет о реакторе «БРЕСТ», над которым сегодня работают предприятия, входящие в госкорпорацию «Росатом». Данный перспективный реактор создается в рамках реализации проекта «Прорыв». «БРЕСТ» — это проект реакторов на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем, двухконтурной схемой отвода тепла к турбине, а также закритическими параметрами пара. Суть «Прорыва» Основные положения проекта: Исключение тяжелых аварий АЭС (реактивностные, потери охлаждения, пожары, взрывы), требующих эвакуации населения. Замыкание ядерного топливного цикла для полного использования энергетического потенциала уранового сырья. Последовательное приближение к радиационно-эквивалентному захоронению РАО (это означает, что захораниваться будут отходы с той же радиоактивностью, что и извлеченное ранее из недр сырьё). Технологическое усиление нераспространения ядерного оружия (новые реакторы не могут использоваться для его производства). Приведение капитальных затрат при сооружении АЭС с быстрыми реакторами, по крайней мере, до уровня АЭС старого образца. Обеспечение конкурентоспособности ядерной энергетики в сравнении с другими видами энергогенерации. Обеспечение масштабного развития ядерной энергетики России к концу столетия до 350 ГВт на существующей минеральной ресурсной базе (фактически, создается база для крупномасштабной ядерной энергетики). В рамках проекта «Прорыв» на площадке Сибирского химического комбината города Северск планируется создать опытно-демонстрационный энергокомплекс в составе реактора БРЕСТ-ОД-300 со свинцовым теплоносителем и пристанционного завода. Пристанционный завод включает в себя модуль по переработке облучённого смешанного уран-плутониевого (нитридного) топлива, модуль рефабрикации для изготовления новых твэлов и ТВС из регенерированного облученного топлива и модуль утилизации радиоактивных отходов (РАО). Данный опытно-демонстрационный энергокомплекс предполагает отработку технологий замыкания ядерного топливного цикла, которые будут востребованы в атомной энергетике будущего. Планируется запустить реактор БРЕСТ-ОД-300 в 2020 году. В полном объеме проект «Прорыв» должен будет заработать к 2023 году.
17 октября 2016 года От гражданина города Новосибирска поступило обращение (заявление) по вопросу: наше предприятие АО «СИНЕТИК» имеет лицензии, дающие право на конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов. Объекты, на которых или в отношении которых осуществляется деятельность: - ядерные установки - атомные станции (блоки атомных станций); - ядерные установки – объекты ядерного топливного цикла. В соответствии с законодательством, строительно-монтажные организации, выполняющие работы по договорам субподряда на объектах использования атомной энергии, должны иметь лицензию Ростехнадзора на выполнение работ и предоставление услуг эксплуатирующим организациям. В соответствии с Приказом Минрегионразвития от 30 декабря 2009 г. № 624, допуск СРО необходим на следующие виды работ: 23.7 - Монтаж оборудования объектов использования атомной энергии.
Возможно ли проведение нашим предприятием шефмонтажных и шефналадочных работ оборудования, систем и комплексов, сконструированных и изготовленных в рамках разрешенных видов деятельности без наличия лицензии на выполнение работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям? Ответ: Ваше предприятие как изготовитель и поставщик специального оборудования вправе осуществлять работы по его монтажу и пусконаладке у заказчика в рамках имеющихся лицензий, что должно быть отражено в договорах на его изготовление и поставку. В случае необходимости расширения области действия лицензий указанными работами (шефмонтаж, шефналадка) необходимо внести изменения в УДЛ имеющихся лицензий в установленном порядке.
17 октября 2016 года От гражданина города Новосибирска поступило обращение (заявление) по вопросу: я слышал, что в Новосибирске планируется строительство Центра позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ-центр). Является ли этот объект опасным с точки зрения радиации? Ответ: В ПЭТ-центре выполняются радиодиагностические исследования внутренних органов человека за счёт внутривенного введения человеку ультракороткоживущих радиофармацевтических препаратов (РФП), являющихся открытыми источниками ионизирующего излучения. ПЭТ-центр относится к IV категории объектов по потенциальной радиационной опасности, радиационное воздействие от которых при аварии ограничивается помещениями, где проводятся работы с источниками излучения. При эксплуатации ПЭТ-центра предусматриваются все необходимые мероприятия по обеспечению радиационной безопасности, предусмотренные законодательством. Применяемые РФП при любых условиях эксплуатации ПЭТ-центра не представляют радиационной опасности для населения. Проектными решениями предусматривается разработка программы экологического мониторинга окружающей среды, для последующей реализации в период эксплуатации ПЭТ-центра.
21 ноября 2016 года От гражданина города Новосибирска поступило обращение (заявление) по вопросу нарушений в области использования атомной энергии и незаконности действий должностных лиц ПАО «НЗХК». Ответ: По поручению центрального аппарата Ростехнадзора от 28.10.16 № 00-03-05/1109 с 2 по 9 ноября 2016 года МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора была проведена проверка на предмет признаков нарушений в системе учета и контроля ядерных материалов ПАО «НЗХК». Вопросы, рассмотренные в ходе проведенной проверки, повторяют нарушения, изложенные в заявлении. По результатам проверки подготовлен Отчет от 09.11.2016 № 15-26/дсп, который отправлен в центральный аппарат Ростехнадзора, установленным для данного документа порядком. Нарушений обязательных требований, оказывающих влияние на безопасность в рамках проведенной проверки, не выявлено. Отмечены малозначимые нарушения по оформлению содержания некоторых документов. Дать более полный ответ по существу поставленных в заявлении вопросов не представляется возможным, так как сведения, представленные в документах и материалах отчета являются конфиденциальными, разглашение которых является недопустимым, в соответствии с пунктами 2, 6 частями 5 и 11 соответственно, Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
6 декабря 2016 года От гражданина города Новосибирска поступило обращение (заявление) по вопросу проведения конкурсных процедур ПАО «НЗХК» при выборе услуг по планируемой переработке и дальнейшему захоронению отработавших источников ионизирующего излучения. Ответ: В соответствии со статьей 29 ФЗ от 15.07.2011 № 190 «Об обращении с радиоактивными отходами…..» отработавший закрытый источник ионизирующего излучения должен быть передан на захоронение национальному оператору или для переработки организации-изготовителю закрытого источника ионизирующего излучения. В обращении указано, что при проведении конкурсных процедур по передачи на переработку и дальнейшее захоронение отработавших источников ионизирующего излучения (далее - источник) возможны решения по двум вариантам: По первому варианту планируется передача всех источников на переработку (приведение в соответствие с критериями приемлемости) и промежуточное хранение в одну организацию – Новосибирское отделение филиала «Сибирский территориальный округ» ФГУП «РосРАО» до передачи источников на захоронение национальному оператору. По второму варианту планируется передача большей части источников заводу-изготовителю этих источников ФГУП «ПО Маяк» для переработки. Оставшаяся часть источников направляется на переработку и временное хранение в Новосибирское отделение филиала «Сибирский территориальный округ» ФГУП «РосРАО». Основное отличие решений заключается в следующем: по первому варианту - для ПАО «НЗХК» остается открытым вопрос о передаче источников на захоронение национальному оператору, что ведет к дополнительным финансовым расходам; по второму варианту - ФГУП «ПО Маяк» берет на себя ответственность за безопасное обращение с источниками и передачу национальному оператору на захоронение радиоактивные отходы, образующиеся при переработке источников. Оба варианта решения вопроса по переработке и дальнейшему захоронению отработавших закрытых источников ионизированного излучения не противоречат законодательству и безопасному обращению с радиоактивными отходами. Сообщаем, что рассмотрение конкурсных процедур (дробление лота закупки услуг и стоимости закупки услуг) по переработке и дальнейшему захоронению отработавших закрытых источников ионизированного излучения не входит в компетенцию Управления.
19 декабря 2016 года От гражданина села Сосновка Хабаровского края поступило обращение (заявление) по вопросу неблагоприятной радиационной обстановке на ОАО «Амурметалл» (г. Комсомольск-на-Амуре), связанной с хранением радиоактивных отходов. Ответ: По факту эксплуатации хранилища РАО в ОАО «Амурметалл» сообщаем: 1. Федеральный государственный надзор за обеспечением радиационной безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии на территории Хабаровского края осуществляет МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзор через своё структурное подразделение – Хабаровский отдел надзора за радиационной безопасностью, учетом и контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и их физической защитой (далее – ХОН РБ). Отдел расположен по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, 45, тел./факс (4212) 21-03-51, E-mail: dvo@dvatom.ru; haboi@sibatomnadzor.ru. 2. Хранение радиоактивных отходов (далее – РАО) в ОАО «Амурметалл» осуществляется на основании: лицензии от 08.08.2012 № СО-03-602-1855 (срок действия до 08.08.2017) на право эксплуатации хранилища радиоактивных отходов, выданной Межрегиональным территориальным управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора. В настоящее время в хранилище находится 12 бункеров, содержащих твердые очень низкие РАО объемом до 1730 м3 , массой до 2250 тонн; решения Правительства Хабаровского края о разрешении на долговременное хранение РАО на территории ОАО «Амурметалл» от 18.06.2007 № 412.20-7580; распоряжения администрации г. Комсмольска-на-Амуре «О разрешении открытому акционерному обществу «Амурметалл» проектирование объекта ПХ РАО» от 03.10.2008 № 2948-ра. Проект на хранилище разработан НФ ОАО «ГСПИ» - Новосибирский «ВНИИПИЭТ». 3. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2012 № 1069 «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов» РАО, хранящиеся в ОАО «Амурметалл», отнесены к удаляемым радиоактивным отходам 4 класса, что подтверждено результатами первичной регистрации РАО в 2014 году (акт от 28.05.2014 № 1-2.4/204, утвержден первым заместителем генерального директора ГК «Росатом»). 4. О состоянии радиационной безопасности на территории Хабаровского края МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора ежегодно представляет Справку губернатору Хабаровского края и Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе установленным порядком, в которых, в частности, к проблемным вопросам указано хранение РАО в ОАО «Амурметалл». 5. Действительно, в настоящее время ОАО «Амурметалл» является «проблемной» поднадзорной организацией по следующим причинам: 1) Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.10.2013 ОАО «Амурметалл» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. 2) В 2017 году заканчивается срок действия Лицензии Ростехнадзора на право эксплуатации хранилища РАО и руководством ОАО «Амурметалл» должно быть принято решение в январе – феврале 2017 года о направлении заявления на получение лицензии Ростехнадзора на вывод хранилища с РАО из эксплуатации с предоставлением соответствующих документов, обосновывающих безопасность вывода из эксплуатации хранилища (пункта хранения) РАО, включая проектную документацию. 3) В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-190) для организаций, не относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, установлен единый срок промежуточного хранения радиоактивных отходов, составляющий пять лет, который в ОАО «Амурметалл» заканчивается в 2016 году. 4) Учитывая, что основная масса РАО образовалась в ОАО «Амурметалл» в период с 2004 по 2007 год, в соответствии со статьей 9 ФЗ-190 «Собственность на радиоактивные отходы и пункты хранения радиоактивных отходов», пункт 1. «Радиоактивные отходы, … образовавшиеся до дня вступления в силу настоящего Федерального закона иные радиоактивные отходы, находятся в федеральной собственности…». Таким образом, по смыслу ФЗ-190 РАО в ОАО «Амурметалл» являются федеральной собственностью, что определяет необходимость принятия соответствующих решений органом государственного управления использованием атомной энергии, а именно Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.2006 № 412 «О федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии»). 5) РАО, находящиеся на хранении в ОАО «Амурметалл», в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области обращения с РАО, должны быть, безусловно изъяты, переданы на захоронение Национальному оператору по обращению с РАО или на долговременное хранение в ФГУП «РосРАО». 6. Проблема по хранению РАО в ОАО «Амурметалл» находится на постоянном контроле МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора. В МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока рассматривается вопрос о необходимости выдачи по заявлению ОАО «Амурметалл» в 2017 году лицензии Ростехнадзора на вывод из эксплуатации хранилища РАО и их передачи на долговременное хранение или захоронение в ФГУП «РосРАО» или Национальному оператору по обращению с РАО соответственно. Руководством ОАО «Амурметалл» в настоящее время принимаются меры по взаимодействию с органом управления – Министерством промышленности и торговли Российской Федерации для принятия соответствующих решений. 7. Федеральный государственный надзор и контроль за деятельностью ОАО «Амурметалл» в области использования атомной энергии осуществляет ХОН РБ. В 2016 году проведена плановая проверка (инспекция) ОАО «Амурметалл», предметом которой являлось исполнение обязательных требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. По результатам проверки (инспекции) нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии при эксплуатации хранилища РАО не выявлено. Радиационная обстановка на территории ОАО «Амурметалл» соответствует установленным нормам и оценивается как нормальная. 8. Непосредственной угрозы хранение очень низко активных РАО населению г. Комсомольск-на-Амуре и работникам (персоналу) на территории ОАО «Амурметалл» не представляет. Физическая защита хранилища РАО обеспечивается. 9. МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора в полной мере разделяет Вашу озабоченность, как гражданина Российской Федерации и профессионала в области обращения с РАО, о состоянии радиационной безопасности в ОАО «Амурметалл» в сложившихся условиях и прилагает со своей стороны все возможные усилия в рамках возложенных полномочий по положительному решению указанной проблемы. |