2015 год30 января 2015 года От гражданина, представляющим инициативную группу жителей Сибири, занимающуюся изучением проблемы утилизации радиоактивных отходов (РАО) в нашем регионе, поступило обращение с вопросами к руководителю МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока, как контролирующей организации процессы захоронения РАО: 1. Насколько данные процессы способствуют повышению уровня радиации в местах захоронения (длительного хранения) РАО и в каком радиусе? 2. Оказывают ли именно эти процессы решающее влияние на уровень радиационного фона в таких населенных пунктах, как город Северск Томской области или город Железногорск Красноярского края и им подобных, либо он зависит в большей мере от действующего производства? Есть ли какие-то сравнительные характеристики? 3. Насколько безопасно для населения и окружающей природной среды позволяют производить хранение РАО и ОЯТ современные технологии? 4. Кто и по каким критериям определяет места захоронения РАО? Принимают ли в этом участие специалисты контролирующих организаций, в частности Вашего ведомства?
Ответ: 1. «Места захоронения (длительного хранения) РАО» расположены в пределах установленных санитарно-защитных зон объектов использования атомной энергии. Согласно нормативному документу «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)» «санитарно-защитная зона – территория вокруг радиационного объекта, за пределами которой уровень облучения населения за счет нормальной эксплуатации радиационного объекта не превышает установленную для него квоту». «Повышение уровня радиации» наблюдается как правило в непосредственной близости к хранилищам РАО и зависит от классификации размещаемых отходов. Непосредственного влияния хранилищ РАО на уровень радиационного фона на границе санитарно-защитных зон объектов использования атомной энергии не фиксируется. 2. По имеющейся информации уровень радиационного фона на территории г.Северска и г.Железногорска не превышает уровень природного радиационного фона для данных территорий. 3. Современные технологии обращения с РАО разрабатываются с обязательным соблюдением действующих современных нормативных правовых документов, в том числе «Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения» (НП-058-04), «Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности» (НП-055-04), включая требования к размещению пунктов захоронения РАО. При обращении с РАО должны соблюдаться следующие принципы: · обеспечение приемлемого уровня защищенности работников (персонала) и населения от радиационного воздействия РАО в соответствии с принципами обоснования, нормирования и оптимизации (принцип защиты здоровья человека); · обеспечение приемлемого уровня защищенности окружающей среды от вредного радиационного воздействия РАО (принцип охраны окружающей среды); · учет взаимосвязи между стадиями образования РАО и обращения с ними (принцип взаимозависимости стадий образования РАО и обращения с ними); · прогнозируемые уровни облучения будущих поколений, обусловленные захоронением РАО, не должны превышать допустимых уровней облучения населения, установленных действующими нормативными документами (принцип защиты будущих поколений); · невозложение на будущие поколения необоснованного бремени, связанного с необходимостью обеспечения безопасности при обращении с РАО (принцип невозложения чрезмерного бремени на будущие поколения); · образование и накопление РАО должны ограничиваться на минимальном практически достижимом уровне (принцип контроля за образованием и накоплением РАО); · предотвращение аварий с радиационными последствиями и ослабление возможных последствий в случае их возникновения. 4. Размещение, сооружение и эксплуатация пунктов хранения (захоронения) РАО осуществляется эксплуатирующими организациями только после получения лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на соответствующий вид деятельности во исполнение ст.26 Федерального закона «Об использовании атомной энергии». Обращаем ваше внимание, что Федеральное медико-биологическое агентство в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 206 также является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (в том числе установление санитарно-защитных зон), осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор и мероприятия по выявлению и устранению влияния особо опасных факторов (в том числе радиационных) физической, химической и биологической природы на здоровье работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, в том числе предприятий ядерного топливного цикла и территорий санитарно-защитных зон.
3 марта 2015 года
Гражданин города Новосибирска обратился к Президенту Российской Федерации с обращением, следующего содержания: В соответствии с законодательством, строительно-монтажные организации, выполняющие работы по договорам субподряда на объектах использования атомной энергии, должны иметь лицензию Ростехнадзора в области использования атомной энергии. В ряде обстоятельств возникает вопрос: необходимо ли организации получать лицензию в области использования атомной энергии, если на этих объектах строительства будут эксплуатироваться источники ионизирующего излучения 4 и 5 категории по радиационной опасности, которые лицензированию не подлежат, а только подлежат регистрации в надзорном органе и подпадают ли они под категорию объектов использования атомной энергии.
Ответ: По поручению Президента Российской Федерации руководитель управления на личном приеме граждан в приемной Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, дал разъяснения на поставленный вопрос. В соответствии со статьёй 26 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» лицензии на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются как эксплуатирующим организациям, так и организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии (строительно-монтажные работы). Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию, не допускается без наличия лицензии на ее проведение. В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ объектами использования атомной энергии являются также радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение. Категории источников данной статьёй не уточняются. Лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии, включая размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации, например, радиационных источников. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 №1494 «Об утверждении Положения об отнесении объектов использования атомной энергии к отдельным категориям и определении состава и границ таких объектов» решение об отнесении объекта к категории, например, «радиационные источники» и определении состава и границ объекта принимается уполномоченным лицом организации, руководствуясь сведениями, содержащимися в паспорте на объект. Определение категории потенциальной опасности радиационного объекта проводит проектная организация при его проектировании в соответствии с требованиями ОСПОРБ-99/2010 и МУ 2.6.1.2005-05 (Методические указания. Установление категории потенциальной опасности радиационного объекта). Для действующих радиационных объектов категорию потенциальной опасности определяет руководитель радиационного объекта на основании требований МУ 2.6.1.2005-05 с учётом сценария максимальной радиационной аварии по согласованию с органами, осуществляющими Госсанэпиднадзор.
3 марта 2015 года
Гражданка города Новосибирска обратилась к Президенту Российской Федерации с обращением, следующего содержания: В Коченевском районе, около села Прокудское расположено предприятие «Радон», которое принимает радиоактивные отходы для захоронения на своей территории. Это предприятие находиться под вашим надзором. Пожалуйста, ответьте на вопросы: - на каком основании и откуда привозят туда радиоактивные отходы; - были ли случаи аварийных ситуаций с поступлением радиоактивных веществ в воздушную среду или в грунтовые воды при захоронении радиоактивных отходов.
Ответ: По поручению Президента Российской Федерации руководитель управления на личном приеме граждан в приемной Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, дал разъяснения на поставленные вопросы. В 1958 году для решения проблем безопасного обращения с радиоактивными отходами Постановлением Совета Министров РСФСР №539-64 от 28.05.1958 г. «О мероприятиях по обеспечению безопасности при работах с радиоактивными отходами» было принято решение о строительстве пунктов хранения радиоактивных отходов в ряде городов России, т.ч. в Новосибирске и Иркутске – Специализированные комбинаты «Радон». В 1962 году Государственным Комитетом по использованию атомной энергии для спецкомбинатов были определены регионы обслуживания. В 1966 году по распоряжению Совета Министров РСФСР от 24.03.1960 № 408-47с основано предприятие “Спецкомбинат № 5” (Новосибирская область, Коченевский район, с. Прокудское). В 1986 году предприятие было переименовано в “Новосибирский cпецкомбинат радиационной безопасности “Радон”. В 2008 году Указом Президента РФ от 20 марта 2008 года №369 спецкомбинаты «Радон» были переданы в ведение Госкорпорации «Росатом». 11 июня 2008 года создано предприятие ФГУП «РосРАО», которое в течение года объединило под общим управлением расположенные на всей территории Российской Федерации площадки спецкомбинатов «Радон», в том числе и Новосибирский спецкомбинат радиационной безопасности “Радон”, ныне Новосибирское отделение филиала “Сибирский территориальный округ” ФГУП “РосРАО”. Сегодня ФГУП «РосРАО» это развитая инфраструктура с возможностью работы практически в любой точке России: Генеральная дирекция - находящаяся в г. Москве и сеть филиалов (их 7) в состав которых входят отделения все площадки бывших спецкомбинатов «Радон» (их 15). Одним из таких подразделений и является Новосибирское отделение. Деятельность Новосибирского отделения по обращению с РАО осуществляется в соответствии и на основании лицензий. (Федеральный закон об использовании атомной энергии № 170-ФЗ от 21.11). Для реализации основных принципов обеспечения РБ на предприятии производятся следующие организационные мероприятия: - получение лицензий на право деятельности предприятия; - получение санитарно-эпидемиологических заключений по хранилищам и помещениям лаборатории, спецавтотранспорта; - ограничение допуска персонала к работе с радиоактивными веществами по возрасту, полу, состоянию здоровья и другим показателям; - соблюдения правил работы с радиоактивными веществами и регулярная проверка знаний персонала; - создание системы постоянного радиационного контроля; - соблюдение установленных контрольных уровней по радиационным параметрам при обращении с радиоактивными веществами; - применение средств индивидуальной защиты персоналом для того, чтобы минимизировать вред здоровью; - физическая защита объекта. За состоянием хранилищ РАО ведется постоянный технологический контроль: • контроль целостности строительных конструкций • контроль радиационных параметров в соответствии с программой РК. Радиационный контроль в Отделении проводится лабораторией радиационного контроля на основании Аттестата аккредитации, область действия которого включает все виды радиационного контроля. Лаборатория располагает полным комплектом методик радиационного контроля, современным оборудованием для альфа-, бета- и гамма- спектрометрического, радиометрического, дозиметрического, радиохимического анализов и индивидуального дозиметрического контроля. За весь период деятельности предприятия чрезвычайных ситуаций не было. Тем не менее, персонал, на случай их возникновения, имеет специальную подготовку. Для выполнения работ по ликвидации аварийных ситуаций на объекте, а также связанных с транспортированием различных радиоактивных материалов и изделий из них создана специальная аварийная бригада (САБ). САБ оснащена всем необходимым имуществом и проводит собственные регулярные тренировки. С целью поддержания постоянной готовности к реагированию специальная аварийная бригада регулярно принимает участие в командно-штабных учениях проводимых под руководством территориальных органов МЧС, федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Надзор за деятельностью предприятия осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью. На предприятии введен режим постоянного государственного надзора за деятельностью в области использования атомной энергии, который позволяет инспекторам Ростехнадзора постоянно или с необходимой периодичностью осуществлять контрольные мероприятия, что повышает вероятность своевременного обнаружения и пресечения каких-либо нарушений в обеспечении безопасности деятельности по обращению с РВ и РАО.
3 марта 2015 года
Гражданин города Новосибирска обратился к Президенту Российской Федерации с обращением, следующего содержания: Уже довольно долгое время в городе Томске действует исследовательский ядерный реактор. В связи с этим возникают вопросы: - в каком состоянии находится безопасность исследовательского ядерного реактора; - отмечались ли случаи нарушений требований ядерной и радиационной безопасности, которые бы несли угрозу населению города; - планируется его вывод из эксплуатации и когда.
Ответ: По поручению Президента Российской Федерации руководитель управления на личном приеме граждан в приемной Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, дал разъяснения на поставленные вопросы. Исследовательский ядерный реактор Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» введен в эксплуатацию в 1967 году. Во время реконструкции в 1977-1984 годах было демонтировано все старое оборудование, реактор построен по новому проекту с использованием современного на тот момент оборудования. В 2005 году введена в эксплуатацию компьютеризированная система управления и защиты реактора. В 2015 году планируется ввод в эксплуатацию современной системы радиационного контроля, что улучшит возможность быстрого реагирования при вероятном изменении радиационной обстановки вокруг реактора. С июля 2014 года по настоящее время реактор на мощности не эксплуатировался. Специализированными организациями проведена оценка остаточного ресурса оборудования после тридцатилетнего срока эксплуатации. По результатам исследований сделан вывод, что несменяемое оборудование позволит безопасно эксплуатировать реактор до 2034 года. Службой радиационной безопасности реактора постоянно проводится радиационный контроль санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения. По результатам наблюдений не отмечается влияние реактора на население и окружающую среду. В документах, обосновывающих безопасность эксплуатации реактора, рассмотрены возможные аварийные ситуации и действия персонала для их устранения. С учетом возможных аварийных ситуаций Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» разработан «План мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательском реакторе ИРТ-Т». При максимально возможной аварии радиационное воздействие на окружающую среду не превысит допустимых значений, предусмотренных «Нормами радиационной безопасности» (НРБ-99/2009) и «Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010). Отселение населения населённых пунктов, расположенных в радиусе 1 км. от реактора, не потребуется. Случаев нарушений требований ядерной и радиационной безопасности, которые могли бы нести угрозы населению города, не было. Вышеотмеченные мероприятия по реконструкции оборудования, по модернизации систем управления и защиты реактора, по улучшению систем контроля безопасности позволяют эксплуатирующей организации безаварийно эксплуатировать исследовательский реактор ИРТ-Т. В ближайшее время остановка реактора и вывод его из эксплуатации не планируется.
3 марта 2015 года
Енисейским управлением Ростехнадзора перенаправлено обращение жительницы города Балашова Саратовской области с вопросом: Мне стало известно, что госкорпорация «Росатом» планирует построить в Красноярском крае пункт глубинного захоронения высокоактивных долгоживущих радиоактивных отходов (ПЗРО, могильник РАО). Площадка под будущий могильник выбрана в районе с активной промышленной деятельностью, что категорически запрещено федеральными нормами НП-055-04 (пункт 3.1.1). Поскольку федеральные нормы и правила запрещают строительство на данной площадке ПЗРО, то и строительство подземной лаборатории в этом месте также недопустимо. В радиусе 4-10 км от площадки будущего ПЗРО расположены: 1. Федеральные хранилища отработавшего ядерного топлива (ХОТ-1, ХОТ-2). Общая проектная мощность этих хранилищ составляет более 40000 тонн отработавшего ядерного топлива (ОЯТ); 2. Опытно-демонстрационный центр по переработки ОЯТ (пуск в эксплуатацию в 2015 году). Проектная мощность этого радиохимического производства 250 тонн ОЯТ в год; 3. Завод полупроводникового кремния; 4. Завод по регенерации отработанного ядерного топлива РТ-2. Проектная мощность завода 1500 тонн ОЯТ (пуск завода планируется в 2025-2033гг) ; 5. Завод по производству уран-плутониевого топлива; 6. федеральное хранилище делящихся материалов (оружейный плутоний); 7. Производственные мощности ОАО «Информационные спутниковые системы им. Академика Решетнева». Здесь изготовляется большинство российских космических аппаратов, в том числе спутники для орбитальной навигационной системы «ГЛОНАС»; 8. ФГУП «Космическая связь»; 9. ФГУП «Главное управление специального строительства по территории Сибири при Федеральном агентстве специального строительства». В 15 км зоне от площадки будущего могильника проживает более 100тыс. человек. В 60 км зону попадает Красноярск - крупнейший промышленный и населенный центр Сибири. Прошу принять меры по устранению (недопущению) указанных нарушений.
Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 306 утверждены «Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения». Правила регламентируют основные процессы, связанные с инициированием сооружения объектов, обоснованием инвестиций в строительство, выбором площадки, разработкой проектной документации, ее согласованием и утверждением. Решения о сооружении объектов федерального значения принимает Правительство Российской Федерации. Утвержденные или одобренные Правительством Российской Федерации федеральные целевые программы являются одной из форм принятия решений о размещении и сооружении объектов. Сооружение первоочередных объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов (РАО) на Нижне - Канском массиве Красноярского края предусмотрено Федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.07.2007 № 444. При выборе площадки размещения пункта захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) в соответствии с требованиями действующих нормативных документов исследованы характерные для района предполагаемого размещения явления, процессы и факторы природного и техногенного происхождения, которые влияют на безопасность ПЗРО. За период 2009-2012 гг. были выполнены поисково-оценочные работы для определения пригодности участка недр по использованию их для окончательной изоляции РАО. Работы по сооружению объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов, включая подземную исследовательскую лабораторию, не начинались. Требованием п. 3.1.3. Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности» (НП-055-04), установлено, что «…Площадка пригодна для размещения ПЗРО, если имеется возможность обеспечения безопасного захоронения РАО с учетом природных явлений, процессов и факторов природного и техногенного происхождения…». Влияние процессов и факторов природного и техногенного происхождения, в том числе, требование п. 3.1.1. НП-055-04, учтено в проекте объекта и обосновании его безопасности, которые в настоящее время разрабатываются проектной организацией в отношении подземной исследовательской лаборатории, и будет подвергнуто государственной экспертизе. При проектировании указанного объекта использования атомной энергии разрабатывается также проект его санитарно-защитной зоны (В соответствии определением, приведенным в Федеральном законе «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 №3-ФЗ, «санитарно-защитная зона - территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль»). Санитарно-защитная зона ПЗРО находится за пределами санитарно-защитной зоны ядерно- и радиационно-опасных объектов Горно-химического комбината, чем подтверждается отсутствие их взаимного влияния.
19 августа 2015 года от Забайкальского управления Ростехнадзора поступило обращение гражданина по вопросу хранения радиоактивных отходов на территории Забайкальского края.
Ответ: Организации, осуществляющие на территории Забайкальского края деятельность по обращению с радиоактивными отходами (далее – РАО) имеют лицензии в области использования атомной энергии и находятся под надзором Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Регулярно, в соответствии с ежегодным планом проведения проверок, утвержденным Генеральной прокуратурой, проводятся проверки деятельности данных организаций. Имеет место хранение РАО с нарушением законодательства Российской Федерации в ОАО «Забайкальский горно-обогатительный комбинат». 14 июля 2015 года состоялось окончательное заседание Шилкинского районного суда по исковому заявлению Читинского природоохранного межрайонного прокурора. Судом принято решение: - руководству ОАО «Забайкальский горно-обогатительный комбинат» обеспечить хранение РАО в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, либо в установленный срок передать РАО специализированной организации, имеющей лицензию на право ведения работ в области использования атомной энергии; - правительству Забайкальского края, Департаменту по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края провести комплекс мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, в том числе обеспечить надлежащее хранение РАО. Управлением поручено Читинскому отделу инспекций радиационной безопасности осуществлять мониторинг ситуации по исполнению мероприятий обеспечения радиационной безопасности. В указанных Вами возможных местах расположения хранилищ РАО: в пригороде г. Читы («дом на семи ветрах» - район аэропорта), в п. Букачача Чернышовского района, в Улётовском районе Забайкальского края, хранилищ РАО, несанкционированных захоронений РАО не зарегистрировано. По данным радиационного мониторинга на территории Забайкальского края действительно есть отдельные превышения естественного радиационного фона в отдельных районах г. Балей, что является последствием разработки месторождения моноцитовых песков на Новотроицком месторождении. Основное радиоактивное загрязнение окружающей среды ликвидировано в 2010-2012 г.г. Превышений естественного радиационного фона в жилом секторе г. Краснокаменска, п. Первомайский, не зарегистрировано. Кроме этого сообщаем, что по данным Федерального государственного бюджетного учреждения «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в июле 2015 года превышения уровней радиации над естественным фоном не отмечалось. Мониторинг радиационной обстановки ведется в 34 населенных пунктах Забайкальского края. По данным справки за июль 2015 года максимальное значение МЭД – 22 мкР/ч наблюдалось 7 июля в с. Акша, 4 июля в г. Борзя, 5 июля в г. Краснокаменск, 17 июля в с. Менза, 22 июля в г. Нерчинск. В г. Чите среднее за месяц значение МЭД составило 13 мкР/ч, максимальное значение – 15 мкР/ч зафиксировано 21 июля.
28 августа 2015 года от Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю поступили от группы граждан городского поселения «Первомайское» обращений о выдаче заключения по вопросам нахождении, хранении и состоянии радиоактивных отходов, фтористоводородной (плавиковой) кислоты, водного технического аммиака, бадделит-цирконового, мономинерального цирконового концентратов, 449 ТУКов на складах ОАО «Забайкальский горно-обогатительный комбинат».
Ответ: 1) МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора, согласно положению об управлении, осуществляло на ОАО «Забайкальский горно-обогатительный комбинат» (ОАО «ЗабГОК») надзор и контроль за соблюдением, в пределах компетенции Ростехнадзора, требований законодательства РФ в области обращения с радиоактивными отходами (РАО), к которым относятся в данном случае оловянный кек и 449 пустых транспортно-упаковочных комплекта. В настоящее время Управлением поручено Читинскому отделу инспекций радиационной безопасности осуществлять контроль ситуации по исполнению мероприятий обеспечения радиационной безопасности на указанном объекте. Представитель конкурсного управляющего ОАО «ЗабГОК» еженедельно информирует Читинский отдел инспекций радиационной безопасности о состоянии РАО на складах организации. Радиоактивные отходы – оловянный кек, упакованный в транспортно-упаковочные комплекты ТУК–119 в количестве 230 штук, пустые транспортно-упаковочные комплекты загрязненные радионуклидами в количестве 449 штук, хранятся до передачи в специализированную организацию, имеющую лицензию на соответствующий вид деятельности в области использовании атомной энергии, на складе ОАО «ЗабГОК» в здании «2Г» в 2,5 км от п. Первомайский. Ответственность за утилизацию РАО возложена Шилкинским районным судом Забайкальского края на ОАО «ЗабГОК». 2) РАО образовалось в ходе деятельности ОАО «ЗабГОК», которая осуществлялась на основании лицензии в области использования атомной энергии ГН-03-205-1171 от 21.10.2003, сроком действия до 31.12.2008. Новой лицензии организация не получила из-за отсутствия условий безопасного хранения РАО. Продолжавшаяся деятельность ОАО «ЗабГОК» в области использования атомной энергии осуществлялась с нарушением законодательства, в том числе по хранению радиоактивных отходов с нарушением требований норм и правил физической защиты радиационных источников. После банкротства ОАО «ЗабГОК» хранение РАО на неохраняемом складе повысило угрозу террористического акта, несанкционированного доступа на территорию склада посторонних лиц. В течение 2012-2013 г.г. Читинский отдел инспекций радиационной безопасности довел информацию о критическом состоянии с хранением радиоактивных отходов, которые образовались в результате промышленной деятельности ОАО «ЗабГОК», до Администрации Забайкальского края, Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, Главного управления МЧС России по забайкальскому краю, Читинской природоохранной межрайонной прокуратуры. Результатом совместных действий федеральных структур, явилась инициация процесса решения вопроса по дальнейшей утилизации накопленных опасных для населения и окружающей среды отходов. Ответственность за обеспечение надлежащего хранения РАО возложена Шилкинским районным судом Забайкальского края на ОАО «ЗабГОК», Правительство Забайкальского края, Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края. С целью ограничения доступа людей и транспортных средств на территорию хранения РАО, организовано силами полиции п. Первомайский ежедневное патрулирование территории. 3) Оловянный кек в количестве 168919 кг, содержащий естественные радионуклиды с удельной активностью до 4х10-6Ки/кг хранится в транспортно-упаковочных комплектах ТУК – 119 в количестве 230 шт. Уровень излучения на поверхности ТУКов составляет 1800 – 2900 мкрР/час. Также хранятся 449 пустых ТУКов, испускающих значительное ионизирующее излучение, превышающее безопасное в 3 и более раза. Усилен контроль за состоянием окружающей среды, ухудшения радиационной обстановки на территории п. Первомайский не зафиксировано. В настоящее время более полной информации о состоянии хранения и утилизации РАО на складах ОАО «Забайкальский горно-обогатительный комбинат» Управление не имеет. Исходя из вышеизложенного, Вам было бы логично обратиться в полномочные органы государственной власти Забайкальского края, которым судом предписано выполнение комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуаций, связанную с ненадлежащим хранением радиоактивных отходов, фтористоводородной (плавиковой) кислоты, водного технического аммиака, бадделит-цирконового, мономинерального цирконового концентратов, 449 ТУКов на складах ОАО «Забайкальский горно-обогатительный комбинат».
25 сентября 2015 года от Енисейского управления Ростехнадзора поступило обращение гражданина города Зеленогорска о необходимости проведения прокурорской проверки и дачи юридической оценки действиям руководства АО «ПО ЭХЗ» по вопросу передачи функции перевозок специальных грузов от АО «ПО ЭХЗ» к ОАО «Атомспецтранс» с нарушением требований нормативных документов по безопасности.
Ответ: АО «Производственное объединение «Электрохимический завод» (АО «ПО ЭХЗ») решением ГК «Росатом» признана организацией, способной эксплуатировать ядерную установку (эксплуатирующей организацией). АО «ПО ЭХЗ» осуществляет деятельность по размещению, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов в рамках лицензии Ростехнадзора № ГН-03-115-2582 от 30.12.2015. Условиями действия данной лицензии определен перечень работ в рамках разрешённого вида деятельности, в том числе погрузочно-разгрузочные работы с применением грузоподъёмных механизмов, работы по транспортированию упаковок, ёмкостей, контейнеров, содержащих ядерные материалы (ЯМ), радиоактивные вещества (РВ) и радиоактивные отходы (РАО), работы по обслуживанию и ремонту оборудования. В соответствии со статьёй 35 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ АО «ПО ЭХЗ» как эксплуатирующая организация и участник транспортирования в качестве грузоотправителя и грузополучателя несёт полную ответственность за обеспечение ядерной и радиационной безопасности, обеспечение физической защиты, учёта и контроля ЯМ, РВ и РАО при их транспортировании. Статья 45 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ обязывает ОАО «Атомспецтранс» как перевозчика ЯМ, РВ и РАО иметь лицензию Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии. В настоящее время ОАО «Атомспецтранс» имеет лицензию Ростехнадзора № ГН-05-401-2916 от 14.08.2014 на право обращения с ядерными материалами при их транспортировании. Условиями действия лицензии ОАО «Атомспецтранс» разрешено транспортирование ЯМ, РВ и РАО автомобильным и железнодорожным транспортом. В соответствии с условиями действия лицензии ОАО «Атомспецтранс» несёт ответственность за безопасность и качество работ при транспортировании ЯМ, РВ и РАО в пределах своей компетенции. Безопасность, ответственность и разделение компетенций участников транспортирования ЯМ, РВ и РАО регламентируется НП-053-04 «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов», Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утверждённых Министерством транспорта Российской Федерации приказом от 8 августа 1995 г. № 73, а также СанПиН 2.6.1.1281-03 «Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ)». Разграничение ответственности при проведении работ по погрузке-разгрузке, перевозке и сопровождению ЯМ, РВ и РАО при их транспортировании определяются договорами между эксплуатирующей организацией и организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги эксплуатирующей организации, в соответствии с условиями действия лицензий и федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. Эксплуатирующая организация имеет право привлекать для выполнения работ и предоставления услуг организации при наличии лицензии Ростехнадзора на соответствующие виды деятельности, приведенные в статье 4 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ. В плане учета и контроля ядерных материалов, пунктом 2.3.10 условий действия лицензии № ГН-05-401-2916 от 14.08.2014, выданной Ростехнадзором, определено, что ОАО «Атомспецтранс» имеет право ведения учёта и осуществление контроля ядерных материалов в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. В соответствии с пунктом 54 Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов перевозкой и транспортированием ядерных материалов, ядерных установок осуществляется организациями, имеющими лицензию на перевозку (транспортирование) ядерных материалов, ядерных установок, выданную специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со статьёй 34 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» № 170-ФЗ вмешательство в деятельность эксплуатирующей организации в части эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации, не допускается.30 сентября 2015 года Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края перенаправлено обращение жителя города Лесозаводск с вопросом: о перегрузке для дальнейшей утилизации радиоактивных материалов на территории Лесозаводского городского округа Приморского края в декабре 2009 года. Ответ: К радиоактивным материалам, как указано в Вашем обращении, в данном случае относятся радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ), которые организациями Минобороны России в количестве 32 штук, были сданы на временное хранение в ДВЦ «ДальРАО»-филиал ФГУП «РосРАО», согласно договорам на оказание услуг. Перегрузка РИТЭГов, показанная на видео из интернета, осуществлялась с целью их последующей транспортировки к месту утилизации в Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации» (ОАО «НИИТФА»), г. Москва. Согласно подтверждающим документам ДВЦ «ДальРАО»-филиал ФГУП «РосРАО», в декабре было передано представителям ОАО «НИИТФА» 32 РИТЭГа и 11.02.2010 принято на склад ОАО «НИИТФА» в том же количестве. Таким образом, несанкционированного захоронения радиоактивных материалов (32-х РИТЭГов), в декабре 2009 года на территории Лесозаводского городского округа Приморского края, не осуществлялось.
1 октября 2015 года Управлением Общепромышленного надзора Ростехнадзора перенаправлено обращение гражданки, направленное в адрес Президента Российской Федерации, по вопросам, связанными с обеспечением безопасности при хранении и утилизации радиоактивных отходов, фтористоводородной кислоты, водного технического аммиака на складах ОАО «Забайкальский горно-обогатительный комбинат» в поселке городского типа Первомайский, для рассмотрения. Ответ: 1) МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора, согласно положению об управлении, осуществляло на ОАО «Забайкальский горно-обогатительный комбинат» (ОАО «ЗабГОК») надзор и контроль за соблюдением, в пределах компетенции Ростехнадзора, требований законодательства РФ в области обращения с радиоактивными отходами (РАО), к которым относятся в данном случае оловянный кек и 449 пустых транспортно-упаковочных комплекта. Радиоактивные отходы – оловянный кек, упакованный в транспортно-упаковочные комплекты ТУК–119 в количестве 230 штук, пустые транспортно-упаковочные комплекты загрязненные радионуклидами в количестве 449 штук, хранятся до передачи в специализированную организацию, имеющую лицензию на соответствующий вид деятельности в области использовании атомной энергии, на складе ОАО «ЗабГОК» в здании «2Г» в 2,5 км от п. Первомайский. Ответственность за утилизацию РАО возложена Шилкинским районным судом Забайкальского края на ОАО «ЗабГОК». 2) РАО образовалось в ходе деятельности ОАО «ЗабГОК», которая осуществлялась на основании лицензии в области использования атомной энергии ГН-03-205-1171 от 21.10.2003, сроком действия до 31.12.2008. Новой лицензии организация не получила из-за отсутствия условий безопасного хранения РАО. Продолжавшаяся деятельность ОАО «ЗабГОК» в области использования атомной энергии осуществлялась с нарушением законодательства, в том числе по хранению радиоактивных отходов с нарушением требований норм и правил физической защиты радиационных источников. После банкротства ОАО «ЗабГОК» хранение РАО на неохраняемом складе повысило угрозу террористического акта, несанкционированного доступа на территорию склада посторонних лиц. В течение 2012-2013 г.г. Читинский отдел инспекций радиационной безопасности довел информацию о критическом состоянии с хранением радиоактивных отходов, которые образовались в результате промышленной деятельности ОАО «ЗабГОК», до Администрации Забайкальского края, Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, Главного управления МЧС России по забайкальскому краю, Читинской природоохранной межрайонной прокуратуры. Результатом совместных действий федеральных структур, явилась инициация процесса решения вопроса по дальнейшей утилизации накопленных опасных для населения и окружающей среды отходов. Ответственность за обеспечение надлежащего хранения РАО возложена Шилкинским районным судом Забайкальского края на ОАО «ЗабГОК», Правительство Забайкальского края, Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края. С целью ограничения доступа людей и транспортных средств на территорию хранения РАО, организовано силами полиции п. Первомайский ежедневное патрулирование территории. 3) Оловянный кек в количестве 168919 кг, содержащий естественные радионуклиды с удельной активностью до 4х10-6Ки/кг хранится в транспортно-упаковочных комплектах ТУК – 119 в количестве 230 шт. Уровень излучения на поверхности ТУКов составляет 1800 – 2900 мкрР/час. Также хранятся 449 пустых ТУКов, испускающих значительное ионизирующее излучение, превышающее безопасное в 3 и более раза. Усилен контроль за состоянием окружающей среды, ухудшения радиационной обстановки на территории п. Первомайский не зафиксировано. В настоящее время МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора поручено Читинскому отделу инспекций радиационной безопасности осуществление контроля ситуации по исполнению мероприятий обеспечения радиационной безопасности на указанном объекте. Представитель конкурсного управляющего ОАО «ЗабГОК» еженедельно информирует Читинский отдел инспекций радиационной безопасности о состоянии РАО на складах организации. Исходя из вышеизложенного, Вам было бы логично обратиться в органы государственной власти Забайкальского края, которым судом предписано выполнение комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с ненадлежащим хранением радиоактивных отходов, фтористоводородной (плавиковой) кислоты, водного технического аммиака, бадделит-цирконового, мономинерального цирконового концентратов, 449 ТУКов на складах ОАО «Забайкальский горно-обогатительный комбинат».
12 октября 2015 года Граждане города Новосибирска обратились к Президенту Российской Федерации с обращением. По поручению Президента Российской Федерации руководитель управления на личном приеме граждан в приемной Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, дал разъяснения на поставленные вопросы. Вопрос: Известно, что на ядерно и радиационно опасных объектах, в соответствии с требованиями нормативных документов в области использования атомной энергии, должна быть организована система радиационного контроля. Существует ли в Новосибирске автоматизированная система контроля радиационной обстановки на объектах Росатома (АСКРО)?
Ответ: В соответствии с санитарными правилами ОСПОРБ -99/2010 п. 3.13.4. Система контроля радиационной обстановки объектов I и II категорий в обязательном порядке должна использовать технические средства непрерывного контроля на основе стационарных автоматизированных технических средств. Автоматизированные системы должны обеспечивать контроль, регистрацию, отображение, сбор, обработку, хранение и выдачу информации. Находящиеся в Новосибирске предприятие Росатома – ПАО «НЗХК» относится к радиационным объектам III категории. На подобные объекты не распространяется требования по обязательности системы АСКРО. Система контроля радиационной обстановки на предприятии осуществляется в соответствии с требованиями регламента контроля радиационной обстановки. Радиационная обстановка в подразделениях предприятия и санитарно-защитной зоны характеризуется стабильностью и отсутствием случаев превышения основных пределов доз у персонала и населения. МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока осуществляет надзор на предприятиях с системой АСКРО - ФГУП «ГХК», АО «СХК», АО «ПО ЭХЗ» и АО «АЭХК».
Вопрос: Какая электростанция характеризуется большим удельным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду — атомная или угольная? Ответ: Это звучит парадоксально, но больший удельный (на единицу произведенной электроэнергии) выброс дает угольная станция. В угле всегда содержатся природные радиоактивные вещества – торий, два долгоживущих изотопа урана, продукты их распада (включая радиотоксичные радий, радон и полоний), а также долгоживущий радиоактивный изотоп калия – калий-40. При сжигании угля они практически полностью попадают во внешнюю среду. При этом удельная активность выбросов ТЭС в 5–10 раз выше, чем для АЭС. Кроме того, значительная доля природных радио -нуклидов, содержащихся в угле, скапливается в шлаковых отвалах ТЭС и попадает в организм людей по пищевым цепочкам при размытии водой. В 1 тонне золы ТЭС содержится до 100 г радиоактивных веществ. На АЭС такой канал их распространения отсутствует вообще, поскольку технологии обращения с удаленным из реактора облученным ядерным топливом (ОЯТ) исключают его прямой контакт с внешней средой. В целом же радиационное воздействие ТЭС на население оказывается примерно в 20 раз выше, чем у АЭС равной мощности (хотя в обоих случаях оно многократно меньше влияния естественного фона).
Вопрос: В связи с падение цен на нефть и уменьшением потребления альтернативных энергоресурсов, какие на сегодняшний день складываются мировые тенденции развития ядерной энергетики и тенденции развития ядерной энергетики в нашей стране. Ответ: 1. По данным средств массовой информации МАГАТЭ заявило о снижении прогнозированных показателей роста ядерной отрасли. Такое решение было принято на фоне практики субсидирования альтернативной энергетики и наступившего финансового кризиса, а также уменьшения стоимости газа. Кроме того, ухудшение прогноза связано с ростом инвестиций в обеспечение безопасности ядерных объектов после аварии на «Фукусиме-1» и планируемого вывода из эксплуатации большинства реакторов, которые функционируют в настоящее время. В ближайшие годы будут отключены, в частности, 438 реакторов в связи с окончанием срока службы. Преобладающая часть таких энергоблоков была построена ещё в семидесятые и восьмидесятые годы. Также важным фактором ухудшения прогноза стали намерения германского правительства отказаться от использования атомной энергии, что приведёт к уменьшению суммарной энергомощности в Западной Европе до 62,7–112 ГВт с нынешних 113,7 ГВт. 2. По информации руководителя «Росатома» Сергея Кириенко в России успешно выполняется план по вводу новых атомных энергетических мощностей. В частности досрочно запущена Ростовская АЭС. В 2015 году АЭС России выработают рекордный объём электроэнергии за всю историю ядерной отрасли — 190 млрд кВт⋅ч или на 10 млрд кВт⋅ч больше, чем было сгенерировано в 2014 году. Что касается внедрения новых технологий, то и здесь проводится работа. Среди таких проектов — энергопуск реактора БН-800 на Белоярской станции в Свердловской области. Прогнозируется, что в РФ до 2030 года появятся три энергоблока с реакторами на быстрых нейтронах. В строительстве АЭС по российским проектам заинтересованы и зарубежные партнёры. Портфель заказов насчитывает уже 30 реакторов в 12 странах мира. Совокупная стоимость портфеля — больше $300 млрд.
26 ноября 2015 года Енисейским управлением Ростехнадзора перенаправлено обращение гражданина по вопросу безопасности планируемого строительства в поселке Ширяево Иркутского района завода по переработке металлических изделий (металлолом), имеющих радиационное загрязнение, полученных с разбираемых зданий АО «АЭХК». Ответ: В соответствии с требованиями норм и правил в области использования атомной энергии на АО «АЭХК» в период с 2016 по 2027 год в рамках федеральной целевой программы планируется выполнение работ по выводу из эксплуатации отдельных производственных объектов: неэксплуатируемые здания 802 и 804, а также ликвидация открытой площадки, где хранятся металлические фрагменты строительных конструкций, технологического и вспомогательного оборудования, образовавшиеся в результате предыдущей деятельности комбината. Данный металлолом классифицируется как твердые низкоактивные радиоактивные отходы (РАО). Для выполнения работ по выводу из эксплуатации указанных объектов ОАО «Атомпроект» (бывший Головной институт «ВНИПИЭТ») разработана проектно-сметная документация, которая прошла общественные слушания, государственную экспертизу, утверждена в Госкорпорации «Росатом». В соответствии с проектно-сметной документацией на вывод из эксплуатации, строительство объектов по переработке и плавлению низкоактивных металлических радиоактивных отходов на территории АО «АЭХК» не предусмотрено. Согласно федеральному закону №190- ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами» все РАО будут направляться на хранение, переработку и кондиционирование в специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию, действующие производства, обладающие опытом работы с обращением радиоактивных отходов и далее с последующей их передачей Национальному оператору на окончательное захоронение. Естественно ни о каком размещении и строительстве объектов по хранению, переработке и плавлению низкоактивных металлических радиоактивных отходов в поселке Ширяево речи не идет. Ближайшим местом от объектов АО «АЭХК» до места, где в соответствии с соблюдением требований всех нормативно-правовых актов в области использования атомной энергии могут быть размещены и переработаны РАО – действующий Пункт долговременного хранения радиоактивных отходов (ПХРО) филиала «Сибирский территориальный округ» ФГУП «РосРАО», находящийся в Иркутском районе. Ближайшие населенные пункты с населением от 150 до 250 человек находятся на расстоянии 8 – 10 км. По имеющимся сведениям ОАО «Атомпроект» (бывший Головной институт «ВНИПИЭТ») на основании договора № 2/3003/100 от 31.12.2013 г. с ФГУП «РосРАО» разработал проект по созданию Центра кондиционирования радиоактивных отходов (далее-Центр) на территории Пункта долговременного хранения радиоактивных отходов (ПХРО) филиала «Сибирский территориальный округ» ФГУП «РосРАО». Целью проекта является уменьшение количества металлических РАО, хранящихся на объектах Иркутской области, в том числе на площадке АО «АЭХК», путем переработки и кондиционирования значительных объемов металлических РАО низкого уровня активности. По информации филиала «Сибирский территориальный округ» ФГУП «РосРАО» при разработке проекта были проведены инженерные изыскания и сделаны все необходимые обоснования безопасности планируемого Центра. Принимая во внимание расположение площадки будущего строительства (зона атмосферного влияния на озеро Байкал), необходимость исполнения федерального законодательства в части охраны озера Байкал, были заложены дополнительные мероприятия по охране окружающей среды (грунтов, вод и атмосферы). В томе № 8 проекта в разделе «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» выполнены расчеты воздействия на окружающую среду и население радиационных и нерадиационных факторов в условиях нормальной эксплуатации, а также в случае возникновения аварийной ситуации. Расчетами подтверждается, что радиоактивного загрязнения, несанкционированных выбросов или негативного влияния на местное население и окружающую среду ни при нормальной работе объекта, ни при аварийной ситуации за пределами промышленной площадки не будет. При этом население поселка Ширяева и Иркутского района однозначно не пострадает. В соответствии с экологическим законодательством в июне 2015 года проектная документация была предоставлена для ознакомления общественности и проведения общественных обсуждений. В настоящее время проектная документация, замечания и предложения, возникшие на общественных обсуждениях, переданы для проведения государственной экологической экспертизы в Территориальное управление Росприроднадзора по Иркутской области. Далее материалы проекта подлежат государственной экспертизе. В рамках процедуры выдачи лицензии на размещение и сооружение Центра кондиционирования радиоактивных отходов, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору будут затребованы, рассмотрены и проверены документы и материалы по всем аспектам безопасности, а также проектные материалы, экспертное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, экспертное заключение государственной экспертизы разработанного проекта, проведен их анализ на соответствие законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии. |