2013 год

10. 28.03.2013 представитель Красноярского регионального отделения демократической партии (РОДП) «ЯБЛОКО» проживающий в г. Красноярске, задает ВОПРОСЫ: просит ответить на шесть вопросов, касающихся строительства в г. Красноярске радиационно опасных объектов - Центра позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ-центра) и отделения радионуклидной терапии: - входят ли в состав строящегося на территории Красноярска ПЭТ-центра и отделения радионуклидной терапии блок по изготовлению изотопов, радиофармпрепаратов? - существуют ли специальные нормативы в отношении строительства ПЭТ-центров и центров радионуклидной терапии, касающиеся их отдаленности от жилого массива, возможности строительства в черте города? На основе каких разрешений и нормативной документации происходит строительство на территории Красноярска ПЭТ-центра и отделения радионуклидной терапии? - предусмотрена ли проектной документацией строительства ПЭТ-центра и отделения радионуклидной терапии в Красноярске оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)? Какие основные социально-экологические угрозы были выявлены при проектировании указанных объектов, и какие меры по их минимизации были приняты? - согласно данным СКЦ ФМБА России, строительство ПЭТ-центра в Красноярске ведет ООО «АрхСтройМеханизация», строительство отделения радионуклидной терапии ведет ООО «Монолитстрой». Имеют ли указанные застройщики опыт в строительстве подобных объектов и подтверждающие это документы? - какие меры обеспечения радиационной безопасности предусмотрены к реализации в ходе эксплуатации ПЭТ-центра и отделения радионуклидной терапии в Красноярске? Каким образом будет обеспечена экологическая безопасность объектов, учитывая их близкое расположение с жилыми домами и рекой Енисей? - какие радиофармпрепараты будут использоваться в ходе эксплуатации ПЭТ-центра и отделения радионуклидной терапии? Какова степень их радиационной безопасности для окружающих?
16.04.2013 МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора подготовлен ОТВЕТ: Управление проанализировало все заданные вопросы и подготовило письменный подробный ответ на каждый заданный вопрос , который был направлен в адрес заявителя. Главное в ответах – за строящимися радиационно опасными объектами осуществляется контроль и надзор. При строительстве исполнителями выполняются требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также выполняются требования других нормативных документов. Планируемые к применению радиофармацевтические препараты (РФП) относятся к 4 и 5 категориям по потенциальной радиационной опасности и поэтому при нормальной эксплуатации опасность для человека маловероятна.
11. 25.04.2013 в приемной Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе руководитель МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора проводил прием граждан. К нему обратился гражданин, проживающий в г. Новосибирске, который задал ВОПРОС: Чем в повседневной деятельности занимается Управление? Я знаю, что всего на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов расположено соответственно девять и три предприятия атомной промышленности, каждое из которых выдает нужную для страны продукцию. Какие предприятия входят в зону вашего контроля и ответственности? Назовите крупнейшие из них.
25.04.2013 руководитель МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора в устной беседе ответил на поставленный вопрос. 30.04.2013 МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора подготовлен письменный ОТВЕТ: Повседневная деятельность Управления определена Положением о Межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.06.2011 г. № 355. В своей повседневной деятельности МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: - организует и проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, норм и правил в области использования атомной энергии. - Осуществляет контроль и надзор: - за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий на деятельность в области использования атомной энергии, разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии; - за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии); - за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов; - за соблюдением в пределах компетенции Ростехнадзора требований законодательства Российской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами; - за состоянием антитеррористической защищенности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов; - за соблюдением требований технических регламентов. - осуществляет государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов), формирует дела применительно к каждому объекту использования атомной энергии, включает в дело все документы, составленные либо полученные при осуществлении такого надзора; - осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, отнесенное законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации к компетенции Ростехнадзора, а также контроль за соблюдением лицензиатами условий действия лицензий; - выдает разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии.
12. 25.04.2013 в приемной Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе руководитель МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора проводил прием граждан. К нему обратилась гражданка, проживающая в г. Новосибирске, которая задала ВОПРОС: С какими повседневными просьбами, запросами, обращаются в Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора?
25.04.2013 руководитель МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора в устной беседе ответил на поставленный вопрос. 30.04.2013 МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора подготовлен письменный ОТВЕТ: Необходимо отметить, что просьб, запросов от граждан, как мы полагаем, получаем мало – в год 3-5, я имею ввиду официальных зарегистрированных, полученных по почте или по другим средствам связи (Факсимильная связь, Электронная почта, телефон или устно при личном посещении Общественной приемной). В рабочем порядке поступают вопросы в Общественную приемную в основном по телефону, касающиеся вопросов лицензирования или по вопросам другой деятельности Управления. Таких вопросов достаточно много – в день до 20. Ответы граждане получают сразу же в течении 1-10 минут по телефону. Тематика письменных официальных обращений следующая: - Граждане просят разъяснить порядок получения удостоверения единого образца РФ и включения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Заявителями высказана просьба ответить на вопросы, которые указаны в письме-запросе. В течении 2-х рабочих дней подготовлен ответ на письмо за подписью руководителя Управления, в котором представлена подробная информация по запрашиваемым вопросам, даны рекомендации по получению удостоверения единого образца, дающего право на льготы как лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Ответы готовятся в любом случае, даже несмотря на то, что тематика таких обращений не входит в компетенцию Управления. - Был депутатский запрос по Западному избирательному округу № 11 Государственной думы Томской области по вопросу предоставления информации о происшедшей в октябре 2008 года разгерметизации транспортно-технологических емкостей на реакторном заводе ОАО «СХК», в результате чего радиационно-загрязненная вода в объеме около 40 куб. м в час поступала за пределы указанных емкостей. Заявителем высказана просьба ответить на вопросы, которые указаны в письме-запросе, что и было сделано. - Поступала от граждан жалоба на вибрацию и шумы в доме, где они проживают. Также подготовлен обстоятельный ответ и по этому вопросу граждан. - Неоднократно запрашивалась состояние радиационной обстановки в населенных пунктах и на отдельных радиационно опасных объектах Сибирского федерального округа, в том числе и за прошлые года (1980-1990). В связи с такими вопросами готовилась обстоятельная, документированная и обоснованная информация и направлялась Заявителям. - Граждане особо внимательно и ревностно относятся к вопросам хранения и захоронения радиоактивных отходов. В связи с этим по этой тематике часто задают вопросы, например – «В связи с приобретением помещения для склада в г. Омске Санкт-Петербургской компанией «Экомет-С», которая занимается переработкой радиоактивных отходов (РАО), у жителей г. Омска возникли опасения, что данный склад будет использоваться для хранения и переработки РАО. Гражданами запрашивается: «Как будет осуществляться контроль за деятельностью данного предприятия?». Дан ответ, что в этом помещении радиоактивные отходы храниться не будут, а этот склад Организацией будет использоваться для других целей. Для решения вопросов, поставленных в обращениях граждан, необходимо было взаимодействовать с федеральными министерствами, службами и агентствами, а также региональными органами различных уровней. Как нам представляется, существующая система информирования Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и руководителей органов власти субъектов Российской Федерации, на территории которых Управление осуществляет надзорную деятельность, а также общественных организаций и граждан о состоянии ядерной и радиационной безопасности на объектах использования атомной энергии, позволяет упреждать обращения граждан и юридических лиц.
13. 25.04.2013 в приемной Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе руководитель МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора проводил прием граждан. К нему обратилась гражданка, проживающая в г. Новосибирске, которая задала ВОПРОС: Как Ваше Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору добивается устранения обнаруженных недостатков? У вас достаточно властных полномочий?
25.04.2013 руководитель МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора в устной беседе ответил на поставленный вопрос. 30.04.2013 МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора подготовлен письменный ОТВЕТ: Федеральный государственный надзор за обеспечением радиационной безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии (далее - ОИАЭ) на территориях Сибирского федерального и Дальневосточного федерального округов осуществляет МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора через свои структурные подразделения, расположенные на территориях указанных округов. При осуществлении федерального государственного надзора за состоянием радиационной безопасности в организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии на территориях указанных регионов, должностными лицами отделов инспекций радиационной безопасности проводятся проверки (инспекции) в соответствии с требованиями норм и правил в области использования атомной энергии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (далее – Ростехнадзор) ей, в числе прочих полномочий, даны полномочия по контролю и надзору в области использования атомной энергии на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока является структурным подразделением Ростехнадзора. Деятельность МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами (далее - юридические лица) требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок (инспекций) указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, организацией и проведением проверок (инспекций) юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при сооружении, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии и требований к физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений; направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
14. 25.09.2013 в приемной Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе руководитель МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора проводил прием граждан. К нему обратился гражданин, проживающий в г. Новосибирске, который задал ВОПРОС: Есть такой термин - радиофобия. 
Скажите, что на Ваш взгляд необходимо делать, чтобы уменьшить (полностью исключить не удастся) боязнь наших граждан атомной энергетики, в том числе и объектов использования атомной энергии?
25.04.2013 руководитель МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора в устной беседе ответил на поставленный вопрос. 25.09.2013 года руководитель МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора в устной беседе ответил на поставленный вопрос. Этим же числом МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора подготовил письменный ОТВЕТ:
«Для уменьшения состояния «тревожности» граждан относительно работы предприятий атомной энергетики и объектов использования атомной энергии в целом необходима комплексная система мер, направленная на информирование населения. 
Самый эффективный подход – радиационное воспитание, обучение и просвещение с детского возраста, постоянное и систематическое просвещение взрослого населения. Причем информация должна быть оформлена в научно-популярной форме.
Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют контроль за состоянием радиационной обстановки на своих территориях путем использования данных, поступающих от автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО) и ежегодно заполняют радиационно-гигиенические паспорта территорий по результатам контроля, издают сборники о состоянии радиационной обстановки на территории. 
Кроме того, необходимо осуществление мероприятий по информированию и образованию населения непосредственно ведомством, в составе которого находятся предприятия атомной энергетики и ядерно-топливного цикла (государственная корпорация «Росатом») – так называемая «политика прозрачности, открытости, гласности». Это и организация экскурсий на объекты использования атомной энергии, и публикация в СМИ данных о радиационной обстановке на территории таких объектов, и публичные лекции о необходимости развития альтернативных углю и нефти источников энергии. Публичное обсуждение этих статей, в том числе и в СМИ.
В настоящее время на территории ЗАТО и городов-спутников объектов использования атомной энергии действует система информирования о значениях мощности эквивалентной дозы (в мкЗв/ч) на мониторах, установленных в доступных местах. Публикуются издания организаций, осуществляющих надзор в области использования атомной энергии (Ежеквартальный научно-практический журнал «Ядерная и радиационная безопасность»), и предприятий ядерно-топливного цикла, (например Вестник ГХК, Вестник СХК).
Эти и другие меры помогут уменьшить (ослабить) боязнь наших граждан атомной энергетики, в том числе и объектов использования атомной энергии».
15. 25.09.2013 в приемной Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе руководитель МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора проводил прием граждан. К нему обратился гражданин, проживающий в г. Новосибирске, который задал ВОПРОС:
Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 159-ФЗ были внесены изменения в статьи 25 и 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». 
Прошу прокомментировать суть вышеуказанных изменений в Федеральный закон от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

25.09.2013 года руководитель МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора в устной беседе ответил на поставленный вопрос. Этим же числом МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора подготовил письменный ОТВЕТ: 
1. «В статью 25 названного Вами закона внесен следующий абзац: 
Организовывать проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии посредством выдачи заданий на проведение данной экспертизы, а также рассмотрения и принятия или непринятия заключений, подготовленных по результатам ее проведения (Абзац в редакции, введенной в действие с 3 сентября 2013года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 159-ФЗ.) 
До изменения этот абзац был в следующей редакции:
Организовывать и (или) проводить экспертизу безопасности (экспертизу обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, установленных настоящим Федеральным законом, в том числе с привлечением независимых экспертов и (или) организаций научно-технической поддержки (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2011года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ.) 
Таким образом суть изменения заключается в следующем: Орган государственного регулирования уполномочен только на организацию проведения экспертизы безопасности, посредством выдачи заданий на проведение данной экспертизы (проводить ему самому экспертизу не разрешается), а так же рассмотрения и принятия или непринятия заключений, подготовленных по результатам проведения экспертизы.
2. «В статью 26 названного Вами закона также внесен следующий абзац: 
При принятии решения о выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или об изменении условий действия разрешения (лицензии) проводится экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии (далее - экспертиза). Экспертиза организуется уполномоченным органом государственного регулирования безопасности и проводится за счет средств соискателя лицензии или лицензиата. При этом экспертиза объектов использования атомной энергии, включенных в перечень, указанный в части тринадцатой статьи 24-1 настоящего Федерального закона, и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых на таких объектах или в отношении таких объектов эксплуатирующими организациями, проводится организациями научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности. (в редакции, введенной в действие с 3 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 159-ФЗ).
До изменения этот абзац был в следующей редакции:
При принятии решения о выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии проводится экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии (далее - экспертиза). (Часть дополнительно включена с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ).
Таким образом суть изменения заключается в следующем:

Экспертиза безопасности проводится не только при выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, но и при изменении условий действия разрешения (лицензии), а также в новой редакции абзаца более детально расписана организация проведения экспертизы безопасности, а именно за чей счет производится оплата услуг по проведению экспертизы».
16. 25.09.2013 в приемной Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе руководитель МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора проводил прием граждан. К нему обратился гражданин, проживающий в г. Новосибирске, который задал ВОПРОС:

«В соответствии с приказом Минтранса России от 31.07.2012 № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов» необходимо устанавливать данную навигационную систему на автомобильный транспорт, перевозящий опасные грузы, в том числе и опасные грузы класса 7 (радиоактивные вещества).
Категория N - Транспортные средства, используемые для перевозки грузов, - автомобили грузовые и их шасси 
(выдержка из приказа Минтранса России от 31.07.2012 №285).
Необходимо ли нашей организации устанавливать навигационную систему ГЛОНАСС на легковые автомобили (внедорожники), используемые в качестве спецтранспорта для транспортирования ИИИ?»

25.09.2013 года руководитель МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора в устной беседе ответил на поставленный вопрос. Этим же числом МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора подготовил письменный ОТВЕТ: 
«Здесь следует отметить, что в приказе Минтранса России от 31.07.2012 № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов» приведены те требования, которые относятся непосредственно к средствам навигации (вид системы: ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, стандарты частот, протоколы обмена данных и т.д.).
Перечень транспортных средств, в том числе транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов, приведен в приказе Минтранса от 9 марта 2010 г. N 55 «Об утверждении перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». В разделе II этого приказа приведены виды транспортных средств категории N, используемые для перевозки опасных грузов и подлежащие обязательному оснащению аппаратурой спутниковой навигации:
1. Транспортные средства категории EX/II или EX/III – для перевозки взрывчатых веществ и изделий;
2. Транспортные средства категории FL – для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей и газов;
3. Транспортные средства категории OX - для перевозки пероксида водорода;
4. Транспортные средства категории AT - для перевозки опасных грузов (за исключением перечисленных в пунктах 1 – 3) во встроенных цистернах;
5. Транспортные средства категории MEMU - смесительно-зарядные машины.
Как видите, среди перечисленных видов отсутствуют транспортные средства, перевозящие опасные грузы класса 7 (радиоактивные вещества). Следовательно, легковые автомобили Вашей организации, используемые для перевозки источников ионизирующего излучения, не подпадают под действие приказа Минтранса от 9 марта 2010 г. №55, и Ваша организация может сама принимать решение об оснащении транспортных средств, перевозящих радиоактивные вещества, средствами навигации, руководствуясь статьями 52 и 53 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ и радиационных источников при их транспортировании» (НП-073-11)».