2022 год

28 января 2022 года

От гражданина, проживающего в Алтайском крае, поступило обращение по вопросу: о наличии/отсутствии радиоактивных и техногенных захоронений в районе исследуемых территорий, а именно на объекте: «Строительство автомобильных дорог улично – дорожной сети м/р «Северный» и м/р «Центральный» п. Садовый Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

Ответ:

МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора в рамках своей компетенции осуществляет надзор за организациями, эксплуатирующими ядерные установки, радиационные источники и пункты хранения с 1992 года. В период с 1992 года по настоящее время лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии организациям, расположенных в указанных координатах, не выдавались.

Рекомендуем для получения ответа по вопросу загрязнения интересующих Вас территорий обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области.

10 февраля 2022 года

От гражданина поступило обращение на официальный сайт Управления по вопросу: о необходимости получения разрешения на допуск в эксплуатацию автономной ветрогенераторной установки (225 кВт) без присоединения установки к электросетям.

Ответ:

Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 № 242, Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований норм и правил на объектах использования атомной энергии.

Ваш вопрос относится к эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) в области промышленной безопасности. Для решения этого вопроса необходимо обратиться в соответствующее управление по технологическому надзору Ростехнадзора.

9 марта 2022 года

От главного редактора газеты «Итоги ВТ», Томская область, поступило обращение по вопросу: о нарушении законодательства при реализации проекта создания экспериментального реактора на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем «БРЕСТ–ОД–300».

Ответ:

1. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 57 Федерального закона
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении федерального государственного строительного надзора проводятся на основании программы проверок. В соответствии с пунктом 20 Положения о федеральном государственным строительным надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1087 программы проведения проверок по объектам капитального строительства «Строительство модуля фабрикации и пускового комплекса рефабрикации плотного смешанного уран-плутониевого топлива для реакторов на быстрых нейтронах АО «СХК», Северск, Томской области» и «Строительство опытно-демонстрационного энергоблока с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем на площадке закрытого административно-территориального образования «Северск» (далее – объекты проекта «Прорыв»), сформированы. Проверки на объектах проекта «Прорыв» проводятся Управлением в установленные программами проведения проверок сроки, проверяются выполненные (оконченные) работы (этапы работ), внесенные в программы проведения проверок в соответствии с проектами организации строительства. Также проводятся внеплановые проверки по контролю выполнения ранее выданных предписаний и проверки в рамках режима постоянного надзора. В настоящее время иные основания для проведения проверок по объектам проекта «Прорыв» у Управления отсутствуют.

2. В период с 2015 по 2021 год на объектах проекта «Прорыв» Управлением было проведено 58 проверок. По результатам проведенных проверок выдавались предписания на устранение выявленных нарушений, возбуждались административные дела, выносились постановления о привлечении к административной ответственности как должностных так и юридических лиц. В основном нарушения связаны с требованиями проектной документации, технических регламентов и установленного порядка строительства. Выявленные нарушения устраняются в соответствии с выданными предписаниями, в случае неисполнения предписаний в установленные сроки также возбуждаются административные дела с выдачей новых предписаний.

21 марта 2022 года

От генерального директора ООО «Сибирский стандарт» (г. Иркутск), поступило обращение по вопросу: об отнесении Испытательной лаборатории «АЛЬФАЛАБ» ООО «Сибирский стандарт» к категории риска или к классу опасности.

Ответ:

Пунктом 3.1. Постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору установлено применять риск-ориентированный подход по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - для федерального государственного энергетического надзора и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для регионального государственного строительного надзора.

В настоящее время для федерального государственного надзора в области использования атомной энергии риск-ориентированный подход не разработан.

Эксплуатируемый Вами закрытый радионуклидный источник (BNi3.C3.4.R) относится к пятой категории радиационной опасности.

В соответствии с пунктом 10 НП-038-16 («Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников») радиационная опасность радионуклидных источников пятой категории оценивается как: «Опасность очень маловероятна».

5 апреля 2022 года

От гражданина поступило обращение по вопросу:

строительства нового объекта ЯТЦ на котором есть вент системы 2 класса безопасности по НП-016-05. Распространяются ли на данные вентиляционные системы НП-70-06, и подлежат ли данные системы регистрации в Ростехнадзоре?

Ответ:

В соответствии с пунктом 4.9 «Общих положений обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла» (НП-016-05), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 декабря 2005 года № 11, принадлежность элементов к классам безопасности и распространение на них требований нормативных документов должны указываться в документации на разработку, изготовление и поставку систем и элементов объекта ядерного топливного цикла.

Распространение или не распространение требований «Правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов объектов ядерного топливного цикла» (НП-070-06), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 сентября 2006 года № 3, на вентиляционные системы и их элементы должно быть отражено в проектно-конструкторской документации.

В настоящее время федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии необходимость регистрации вентиляционных систем объектов ядерного топливного цикла в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору не установлена.

27 апреля 2022 года

От гражданки, проживающей в г. Новосибирске, поступило обращение по вопросу:

для чего проводится радиационный контроль при транспортировании радиоактивных материалов и кто этим занимается?

Ответ:

Радиационный контроль проводится обязательно, ведь радиационный контроль должен обеспечивать получение необходимой информации, на основании которой можно судить:

- о соответствии радиационных параметров перевозочных средств и грузов значениям регламентированными федеральными нормами и правилами;

- об изменении радиоактивных параметров грузов в процессе перевозки, включая любые происшествия и аварийные ситуации;

- об уровнях облучения лиц, занятых выполнением работ, в ходе перевозки и возможных уровнях облучения лиц из населения.

По результатам радиационного контроля осуществляется:

- оптимизация радиационной защиты;

- определение (уточнение) регламента проведения работ, связанных с возможным облучением персонала в процессе перевозки;

- установление категории облучаемых лиц, связанных с перевозкой грузов радиоактивных материалов;

- принятие решений о вмешательстве в случае радиационной аварии.

Радиационный контроль при перевозки грузов обязательно проводится:

- грузоотправителем перед отправкой груза и порожних упаковочных комплектов перед каждой отправкой;

- грузополучателем при приемке груза и порожних упаковочных комплектов при каждой приемке;

- перевозчиком или лицом, сопровождающим груз в пути его следования, если имели место происшествия или аварии.

Радиационный контроль, осуществляемый грузоотправителем (грузополучателем), проводится службой радиационной безопасности или лицом, специально выделенным грузоотправителем (грузополучателем). Результаты радиационного контроля грузоотправитель (грузополучатель) обязан предоставить перевозчику по его требованию.

30 июня 2022 года

От администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области поступило обращение по вопросу:

предоставления сведений о местах размещения радиационных источников и радиоактивных веществ, находящихся в региональной собственности на территории муниципального округа.

Ответ:

МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора в рамках своей компетенции осуществляет надзор за эксплуатацией радиационных источников и использованием радиоактивных веществ в пределах территории Сибирского федерального округа с 1992 года и не располагает сведениями о размещении на территории Чулымского муниципального района радиационных источников и радиоактивных веществ, находящихся в региональной либо иной другой разрешенной форме собственности.

15 сентября 2022 года

От гражданина поступило обращение по вопросу:

лицензирования в области использования атомной энергии при изготовлении оборудования для ядерных установок

Ответ:

Действующими нормативными документами, регламентирующими деятельность по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, не определен минимальный и максимальный опыт, необходимый для подтверждения возможности изготовления заявленного (аналогичного заявленному) оборудования для объектов использования атомной энергии, а также не установлен перечень документов, подтверждающих данный опыт.

Документы (например: договора, акты выполненных работ и т.п.), подтверждающие наличие соответствующего опыта, могут быть приложены к комплекту документов, обосновывающего способность осуществлять заявленную деятельность по изготовлению оборудования для объектов использования атомной энергии, либо дана ссылка на данные документы. Достоверность данной информации устанавливается в ходе проведения внеплановой выездной проверки достоверности сведений, представленных для получения лицензии. Приемлемость и достаточность представленного соискателем лицензии опыта изготовления оборудования, аналогичного заявленному, устанавливается по результатам проведения экспертизы обоснования безопасности лицензируемого вида деятельности.

3 октября 2022 года

От гражданина поступило обращение по вопросу:

действует ли постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в отношении организаций эксплуатирующих радионуклидные источники с 1 по 3 категории по потенциальной опасности и в отношении организаций, оказывающих услуги в области использования атомной энергии, которые не являются критически важными объектами, объектами оборонно-промышленного комплекса, опасными производственными объектами I и II класса опасности, особо радиационно-опасными объектами?

Ответ:

Пунктом 3.1. постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору установлено применять риск-ориентированный подход по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - для федерального государственного энергетического надзора и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для регионального государственного строительного надзора.

В настоящее время для осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии риск-ориентированный подход не разработан, поэтому на данные организации требования постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии не распространяются.

17 октября 2022 года

От гражданки из г. Новосибирска поступило обращение по вопросу:

Из средств массовой информации в настоящее время известно, что в рабочем поселке Кольцово Новосибирской области начато строительство Сибирского кольцевого источника фотонов (СКИФ) поколения «4+». Согласно средствам массовой информации СКИФ представляет собой один из крупнейших в России за последние десятилетия проектов в области научно-исследовательской инфраструктуры, который осуществляется в рамках Национального проекта «Наука и университеты». Также освещалась информация, согласно которой во время строительства объекта будет осуществляться научно-техническое сопровождение строительства. Вопрос: требуется ли лицензирование деятельности в области использования атомной энергии при осуществлении научно-технического сопровождения строительства СКИФ?

Ответ:

В соответствии с абзацем 6 статьи 26 федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее – федеральный закон № 170-ФЗ), любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение. В соответствии с абзацем 2 статьи 4 федерального закона № 170-ФЗ вид деятельности «сооружение» относится к видам деятельности в области использования атомной энергии. Объект капитального строительства «Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ»), является радиационным источником. Согласно абзацу 3 статьи 3 федерального закона № 170-ФЗ радиационные источники – это не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение и они являются объектами применения федерального закона № 170-ФЗ, то есть являются объектами использования атомной энергии.

Характер работ по научно-техническому сопровождению строительства ЦКП «СКИФ», а также категория самого объекта – радиационный источник, требуют наличие у организации, которая будет выполнять работы по научно-техническому сопровождению строительства ЦКП «СКИФ», лицензии, дающей право на сооружение радиационных источников – комплексов, в которых содержатся радиоактивные вещества, с указанием в условиях ее действия работ по научно-техническому сопровождению строительства.

1 ноября 2022 года

От гражданина поступило обращение по вопросу:

Необходима ли отдельная регистрация по НП-071-18 траверсы, имеющей класс безопасности 3 и входящей в состав перегрузочного контейнера для ОТВС?

Ответ:

В соответствии с пунктом 69 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения» (НП-071-18), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 февраля 2018 года № 52, номенклатура подлежащих регистрации оборудования и трубопроводов, а также границы регистрации определяются перечнями, утвержденными администрацией объекта использования атомной энергии совместно с разработчиком проекта объекта использования атомной энергии.

Учет грузозахватных приспособлений и тары, применяемой при производстве краном работ, должен вестись в специальном журнале учета и осмотра грузозахватных приспособлений и тары (пункт 338 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, применяемых на объектах использования атомной энергии» (НП-043-18), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02 марта 2018 года № 92).