2022 год

28 января 2022 года

От гражданина, проживающего в Алтайском крае, поступило обращение по вопросу: о наличии/отсутствии радиоактивных и техногенных захоронений в районе исследуемых территорий, а именно на объекте: «Строительство автомобильных дорог улично – дорожной сети м/р «Северный» и м/р «Центральный» п. Садовый Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

Ответ:

МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора в рамках своей компетенции осуществляет надзор за организациями, эксплуатирующими ядерные установки, радиационные источники и пункты хранения с 1992 года. В период с 1992 года по настоящее время лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии организациям, расположенных в указанных координатах, не выдавались.

Рекомендуем для получения ответа по вопросу загрязнения интересующих Вас территорий обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области.

10 февраля 2022 года

От гражданина поступило обращение на официальный сайт Управления по вопросу: о необходимости получения разрешения на допуск в эксплуатацию автономной ветрогенераторной установки (225 кВт) без присоединения установки к электросетям.

Ответ:

Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 № 242, Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований норм и правил на объектах использования атомной энергии.

Ваш вопрос относится к эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) в области промышленной безопасности. Для решения этого вопроса необходимо обратиться в соответствующее управление по технологическому надзору Ростехнадзора.

9 марта 2022 года

От главного редактора газеты «Итоги ВТ», Томская область, поступило обращение по вопросу: о нарушении законодательства при реализации проекта создания экспериментального реактора на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем «БРЕСТ–ОД–300».

Ответ:

1. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 57 Федерального закона
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении федерального государственного строительного надзора проводятся на основании программы проверок. В соответствии с пунктом 20 Положения о федеральном государственным строительным надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1087 программы проведения проверок по объектам капитального строительства «Строительство модуля фабрикации и пускового комплекса рефабрикации плотного смешанного уран-плутониевого топлива для реакторов на быстрых нейтронах АО «СХК», Северск, Томской области» и «Строительство опытно-демонстрационного энергоблока с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем на площадке закрытого административно-территориального образования «Северск» (далее – объекты проекта «Прорыв»), сформированы. Проверки на объектах проекта «Прорыв» проводятся Управлением в установленные программами проведения проверок сроки, проверяются выполненные (оконченные) работы (этапы работ), внесенные в программы проведения проверок в соответствии с проектами организации строительства. Также проводятся внеплановые проверки по контролю выполнения ранее выданных предписаний и проверки в рамках режима постоянного надзора. В настоящее время иные основания для проведения проверок по объектам проекта «Прорыв» у Управления отсутствуют.

2. В период с 2015 по 2021 год на объектах проекта «Прорыв» Управлением было проведено 58 проверок. По результатам проведенных проверок выдавались предписания на устранение выявленных нарушений, возбуждались административные дела, выносились постановления о привлечении к административной ответственности как должностных так и юридических лиц. В основном нарушения связаны с требованиями проектной документации, технических регламентов и установленного порядка строительства. Выявленные нарушения устраняются в соответствии с выданными предписаниями, в случае неисполнения предписаний в установленные сроки также возбуждаются административные дела с выдачей новых предписаний.

21 марта 2022 года

От генерального директора ООО «Сибирский стандарт» (г. Иркутск), поступило обращение по вопросу: об отнесении Испытательной лаборатории «АЛЬФАЛАБ» ООО «Сибирский стандарт» к категории риска или к классу опасности.

Ответ:

Пунктом 3.1. Постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору установлено применять риск-ориентированный подход по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - для федерального государственного энергетического надзора и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для регионального государственного строительного надзора.

В настоящее время для федерального государственного надзора в области использования атомной энергии риск-ориентированный подход не разработан.

Эксплуатируемый Вами закрытый радионуклидный источник (BNi3.C3.4.R) относится к пятой категории радиационной опасности.

В соответствии с пунктом 10 НП-038-16 («Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников») радиационная опасность радионуклидных источников пятой категории оценивается как: «Опасность очень маловероятна».

5 апреля 2022 года

От гражданина поступило обращение по вопросу:

строительства нового объекта ЯТЦ на котором есть вент системы 2 класса безопасности по НП-016-05. Распространяются ли на данные вентиляционные системы НП-70-06, и подлежат ли данные системы регистрации в Ростехнадзоре?

Ответ:

В соответствии с пунктом 4.9 «Общих положений обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла» (НП-016-05), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 декабря 2005 года № 11, принадлежность элементов к классам безопасности и распространение на них требований нормативных документов должны указываться в документации на разработку, изготовление и поставку систем и элементов объекта ядерного топливного цикла.

Распространение или не распространение требований «Правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов объектов ядерного топливного цикла» (НП-070-06), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 сентября 2006 года № 3, на вентиляционные системы и их элементы должно быть отражено в проектно-конструкторской документации.

В настоящее время федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии необходимость регистрации вентиляционных систем объектов ядерного топливного цикла в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору не установлена.

27 апреля 2022 года

От гражданки, проживающей в г. Новосибирске, поступило обращение по вопросу:

для чего проводится радиационный контроль при транспортировании радиоактивных материалов и кто этим занимается?

Ответ:

Радиационный контроль проводится обязательно, ведь радиационный контроль должен обеспечивать получение необходимой информации, на основании которой можно судить:

- о соответствии радиационных параметров перевозочных средств и грузов значениям регламентированными федеральными нормами и правилами;

- об изменении радиоактивных параметров грузов в процессе перевозки, включая любые происшествия и аварийные ситуации;

- об уровнях облучения лиц, занятых выполнением работ, в ходе перевозки и возможных уровнях облучения лиц из населения.

По результатам радиационного контроля осуществляется:

- оптимизация радиационной защиты;

- определение (уточнение) регламента проведения работ, связанных с возможным облучением персонала в процессе перевозки;

- установление категории облучаемых лиц, связанных с перевозкой грузов радиоактивных материалов;

- принятие решений о вмешательстве в случае радиационной аварии.

Радиационный контроль при перевозки грузов обязательно проводится:

- грузоотправителем перед отправкой груза и порожних упаковочных комплектов перед каждой отправкой;

- грузополучателем при приемке груза и порожних упаковочных комплектов при каждой приемке;

- перевозчиком или лицом, сопровождающим груз в пути его следования, если имели место происшествия или аварии.

Радиационный контроль, осуществляемый грузоотправителем (грузополучателем), проводится службой радиационной безопасности или лицом, специально выделенным грузоотправителем (грузополучателем). Результаты радиационного контроля грузоотправитель (грузополучатель) обязан предоставить перевозчику по его требованию.

30 июня 2022 года

От администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области поступило обращение по вопросу:

предоставления сведений о местах размещения радиационных источников и радиоактивных веществ, находящихся в региональной собственности на территории муниципального округа.

Ответ:

МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора в рамках своей компетенции осуществляет надзор за эксплуатацией радиационных источников и использованием радиоактивных веществ в пределах территории Сибирского федерального округа с 1992 года и не располагает сведениями о размещении на территории Чулымского муниципального района радиационных источников и радиоактивных веществ, находящихся в региональной либо иной другой разрешенной форме собственности.