2021 год

11 января 2021 года

От руководителя комиссии по общественному контролю за деятельностью ГК «Росатом» на территории Красноярского края, поступило обращение по вопросу радиоактивного загрязнения почвы в зоне наблюдения ФГУП «ГХК».

Ответ:

Федеральным законом № 3-ФЗ от 09.01.1996 «О радиационной безопасности населения»установлены основные пределы доз, нормами и правилами в области использования атомной энергии определены допустимые уровни радиационного воздействия на персонал, население, окружающую среду от разных источников.

В соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды для стационарных источников устанавливаются нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ. Разрешения на выбросы и сбросы радиоактивных веществ организациям выдаются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

ФГУП «ГХК» осуществляет выброс радионуклидов в атмосферный воздух в соответствии «Разрешением на выбросы радиоактивных веществ в окружающую среду» № 31/2017 от 25.04.2017, срок действия до 26.04.2022, выданным МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора (МТУ ЯРБ СиДВ). Приведенные Вами данные по выбросам изотопов америция и плутония за 2017-2019 год не превышают 3% от допустимых выбросов, установленных данным разрешением.

Основной объем работ по изучению состояния радиоактивного загрязнения окружающей среды и среды обитания человека, а именно атмосферного воздуха, поверхностных вод и почвы на промплощадке ФГУП «ГХК», в санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения выполняет лаборатория радиоэкологического мониторинга (ЛРЭМ), входящая в состав Экологического управления ФГУП «ГХК». ЛРЭМ аттестована в ЦГОМС Госкорпорации «Росатом», аккредитована в качестве испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации и внесена в реестр аккредитованных лиц.

Для выполнения производственного эколого-аналитического контроля привлекаются на договорной основе другие лаборатории, расположенные в г. Красноярск и г. Железногорск, имеющие аттестат аккредитации в требуемой области.

Кроме того, мониторинг радиационной обстановки в радиусе 100 км ГХК осуществляется КГБУ «ЦРМПиООС», подведомственным министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края и оперативной группой радиационного мониторинга ФГБУ «Среднесибирское УГМС».

Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края подготовлен Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2019 году». В докладе использовались данные ФГУП «ГХК», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае», ФГБУ «Среднесибирское УГМС» по мониторингу радиационной обстановки в районе размещения ФГУП «ГХК».

В докладе приведены достаточно подробные данные о методах и результатах мониторинга радиационной обстановки в районе размещения ФГУП «ГХК», СЗЗ, ЗН и в населенных пунктах, находящихся в зоне влияния ФГУП «ГХК».

МТУ ЯРБ СиДВ не проводит контроль радиоактивных загрязнений и не имеет полномочий по передаче третьим лицам информации поднадзорных организаций.

18 января 2021 года

От гражданки, проживающей в городе Улан-Удэ, поступило обращение по вопросу строительства Центр ядерной медицины (ЦЯМ) в городе Улан-Удэ.

Ответ:

На строительство объекта Центр ядерной медицины (ЦЯМ) в городе Улан-Удэ Республики Бурятии Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» выдано разрешение на строительство, по результатам экспертизы проектной документации получено положительное заключение Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы», которое подтверждает возможность безопасного размещения ЦЯМ на выделенном участке и соблюдение при проектировании всех необходимых норм безопасности, также имеются иные разрешительные документы. За данным объектом в установленном порядке Управлением осуществляется федеральный государственный строительный надзор. Генерирующий источник ионизирующего излучения, который в будущем будет размещен в ЦЯМ, относится к 5 категории опасности по НП-038-16 и относится к электрофизическим устройствам, ближайшим аналогом которых являются рентгеновские аппараты. Источники 5 категории опасности подлежат регистрации в соответствующем территориальном органе Ростехнадзора, но не подлежат лицензированию, ввиду своей безопасности. Кроме того, стоит отметить, что в Российской Федерации действует Программа развития ядерной медицины, центры ядерной медицины строятся во многих субъектах федерации в границах населенных пунктов и не представляют опасности для населения.

8 февраля 2021 года

От гражданина, проживающего в Новосибирске, поступило обращение по вопросу по вопросу: сейчас во многих субъектах федерации ведется строительство центров ядерной медицины. Представляют ли они опасность для населения?

Ответ:

Перед началом строительства центров ядерной медицины (ЦЯМ) Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» выдается разрешение на строительство, по результатам экспертизы проектной документации необходимо получить положительное заключение Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы», которое подтверждает возможность безопасного размещения ЦЯМ на выделенном участке и соблюдение при проектировании всех необходимых норм безопасности. За центрами ядерной медицины Управлением в установленном порядке осуществляется федеральный государственный строительный надзор. Кроме того, хочется отметить, что генерирующие источники ионизирующего излучения, которые, как правило, размещаются в ЦЯМ, обычно относятся к 4 и 5 категориям опасности по НП-038-16 либо являются электрофизическими устройствами, ближайшими аналогами которых являются рентгеновские аппараты. Источники 4, 5 категорий опасности подлежат регистрации в соответствующем территориальном органе Ростехнадзора, но не подлежат лицензированию, ввиду своей низкой опасности. Кроме того, стоит отметить, что в Российской Федерации действует Программа развития ядерной медицины, центры ядерной медицины строятся во многих субъектах федерации в границах населенных пунктов и не представляют опасности для населения.

8 февраля 2021 года

От гражданки, проживающей в Новосибирске, поступило обращение по вопросу:
с 2019 года в г. Певеке заработала плавучая атомная станция. Можно коротко рассказать, что она из себя представляет и насколько она безопасна для населения и окружающей среды региона.

Ответ:

Об этом уникальном инженерном сооружении можно говорить много и долго, ну а если коротко, то плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) состоит из трех частей:

- плавучего энергоблока (ПЭБ),

- береговой площадки,

- гидротехнических сооружений.

ПЭБ представляет собой несамоходное судно, на котором располагаются реакторные и паротурбинные установки, вспомогательное оборудование, автоматизированная система управления технологическими процессами. Кроме того на ПЭБ предусмотрено хранилище отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, а также размещено перегрузочное оборудование. На ПЭБ имеются помещения для проживания персонала и общественные помещения. Весь комплекс технологического оборудования по выработке электрической и тепловой энергии сосредоточен на ПЭБ.

На береговой площадке плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) размещаются закрытое распределительное устройство, которое обеспечивает распределение и передачу потребителям электроэнергии, повышающие и понижающие трансформаторные подстанции, тепловой пункт, предназначенный для подготовки и выдачи потребителям теплофикационной воды, аккумуляторы горячей воды, очистные сооружения и инженерные сети. Береговая площадка оборудована контрольно - пропускным пунктом для прохода на территорию ПАТЭС.

В комплекс гидротехнических сооружений входят специальный мол - причал с устройствами для раскрепления ПЭБ, берегоукрепление и подводный котлован. Мол - причал обеспечивает не только швартовку ПЭБ, но и его защиту от волновых воздействий. Подводный котлован образуется в результате дноуглубительных работ на акватории ПАТЭС и создает необходимые условия для работы систем охлаждения ПЭБ.

Во время эксплуатации ПЭБ подвержен внешним воздействиям, поэтому в проекте были приняты меры по ограничению в разумных пределах последствий внешних воздействий на ПЭБ.

Безопасность ЯЭУ ПЭБ обеспечивается за счет реализации принципа глубоко эшелонированной защиты.

Указанный принцип включает стратегию предотвращения аварий и ограничения их последствий, и предусматривает применение физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду, и системы технических и организационных мер по защите барьеров и сохранению их эффективности, а также по защите персонала, населения и окружающей среды.

При создании ЯЭУ ПЭБ приоритетным направлением было определено предотвращение аварий, сокращение радиоактивных отходов с учетом опыта разработки и эксплуатации прототипных установок. Одновременно реализованы меры по повышению надежности систем безопасности, внедрены технические средства для управления запроектными авариями, включая тяжелую аварию с повреждением активной зоны.

Система физических барьеров включает:

- топливную матрицу;

- оболочку твэла;

- герметичный первый контур, включая герметичную теплообменную поверхность парогенератора и теплообменников, корпусные конструкции, трубопроводы.

В рамках ЯЭУ система физических барьеров дополняется системой защитной оболочки и системой защитного ограждения.

Защита от ионизирующего излучения обеспечивается установкой соответствующей биологической защиты и организационно - техническими мерами (выделением на судне контролируемых радиационных зон с ограничением их посещения персоналом, ограничением времени облучения и др.). Предусмотрено исключение протечек и минимизация сборов среды из первого контура при работе реактора.

Последовательные уровни технических и организационных мер глубоко эшелонированной защиты включают пять уровней согласно НП-022-2017.

Соответственно, исходя из ранее сказанного, радиационное воздействие на население и окружающую среду при нормальной эксплуатации и любых аварийных ситуациях, включая запроектные, не должно превышать уровень естественного радиационного фона.

13 апреля 2021 года

От гражданина, проживающего в Красноярском крае, поступило обращение по вопросу нарушений на «Горно-химическом комбинате» (далее - ФГУП «ГХК») требований о радиационной безопасности.

Ответ:

В феврале 2021 года в Железногорский отдел инспекций ядерной, радиационной безопасности на предприятиях топливного цикла и ЗАТО (далее - ЖОИ) поступило уведомление, что на ФГУП «ГХК» произошло нарушение в работе объекта ядерного топливного цикла, приведшее к повышенному поступлению радионуклидов в воздух рабочих помещений. В соответствии с НП-047-11 "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла" данное нарушение квалифицировано как «происшествие» категории П2. ФГУП «ГХК» провел комиссионное расследование данного нарушения, разработал мероприятия направленные на ликвидацию источника поступления радионуклидов в воздух рабочих помещений и снижение содержания радионуклидов до требуемых норм в воздухе помещений постоянного и временного пребывания персонала.

В качестве меры исключающей возможное попадание радионуклидов в организм персонала через органы дыхания руководством ФГУП «ГХК» было принято решение об обязательном использовании средств индивидуальной защиты (респиратор ШБ-200) в помещениях постоянного пребывания персонала. Данная мера по защите персонала от радиационного воздействия вполне обоснована и не противоречит федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии. Следует отметить, что в соответствии с п. 3.1 НП-016-05 «Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла» основной целью обеспечения безопасности объекта ядерного топливного цикла является защита работников (персонала), населения и окружающей среды от его радиационного воздействия.

В феврале 2021 года ЖОИ проведена проверка в режиме постоянного государственного надзора, связанная с нарушением ФГУП «ГХК» требований радиационной безопасности. По результатам проверки выдано предписание на устранение нарушений в области использования атомной энергии, оформлены протокол о привлечении к административной ответственности юридического лица и два протокола о привлечении к административной ответственности должностных лиц.

ФГУП «ГХК» предписано подтвердить результатами экспертизы определение и обоснование остаточного ресурса оборудования радиохимического производства, используемого на Заводе фабрикации топлива (далее – ЗФТ) при производстве МОКС -топлива и разработать программу управления ресурсом элементов объекта использования атомной энергии, важных для безопасности, эксплуатируемых в течение дополнительного срока эксплуатации.

Проверка информации, представленной в обращении о некорректности и умышленном занижении ФГУП «ГХК» данных по контролю радиационной обстановки, не входит в компетенцию МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока (далее - Управление). Данный контроль может проводить организация, имеющая аттестованные средства измерения, методики и персонал, прошедший соответствующее обучение и аттестацию. ФГУП «ГХК» имеет необходимое оборудование, квалифицированный персонал и несет ответственность за выдачу преднамеренно ложной информации о состоянии радиационной обстановки объекта в соответствии со статьей 61 Федерального закона № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Информация о полученной эффективной дозе персоналом ЗФТ выше значений представленных в таблице 3.1 НРБ -99/2009 (20 мЗв в год для персонала группы А) вызывает сомнение. Согласно отчету ФГУП «ГХК» по форме ведомственного статистического наблюдения № 10-РТБ-5 «Сведения о состоянии радиационной и токсической безопасности за 2020 год» максимальная эффективная доза у работников ЗФТ за 2020 год составила 13, 69 мЗв. Если Вы располагаете конкретными фактами, просим их предоставить в ЖОИ для их проверки и привлечении виновных к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Основной вклад в эффективную дозу облучения при превышении содержания радионуклидов в воздухе рабочих помещений вносит доза, полученная от попадания радионуклидов в организм человека через дыхательные пути.

При первичном обследовании персонала на наличие загрязнений кожных покровов и дыхательных путей превышений не зафиксировано. 15 человек направлено на прохождение СИЧ (счетчик излучения человека) и сдачу биофизических анализов для контроля внутреннего поступления радионуклидов в организм.

В январе 2021 года по решению генерального директора на дополнительные обследования (СИЧ и биофизика) с целью выявления внутреннего поступления радионуклидов в организм направлены все работники ЗФТ, которые могли оказаться в зоне загрязнения. Определение полученных доз методом биофизического обследования проводит независимая организация - клиническая больница № 51 ФМБА России.

Информации о полученных дозах пока нет, так как существующие методики определения ожидаемой дозы облучения от внутреннего поступления не позволяют оперативно оценить ее величину. Данные результатов обследования, после предоставления клинической больницей № 51 ФМБА России будут изучены и проанализированы Управлением.

28 апреля 2021 года

От начальника Дальневосточного оперативного таможенного поста Центральной энергетической таможни, г. Хабаровск, поступил запрос о возможности получения разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Ответ:

1). На основании статьи 27 Федерального закона от т 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» разрешения выдаются на право осуществления определенных видов деятельности в области использования атомной энергии работниками объектов использования атомной энергии.

До получения Вашей организацией законного права на осуществление деятельности в области использования атомной энергии (лицензии или регистрации как организации, осуществляющей деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности), государственная услуга по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии не может быть предоставлена.

2). Государственная услуга по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии предоставляется в соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии» (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) от 19 декабря 2018 г. № 623.

Разграничение полномочий между центральным аппаратом Ростехнадзора и межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора изложено в пунктах 10-21 Административного регламента.

Заявления с комплектами документов для получения государственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии представляются на бумажном носителе в центральный аппарат Ростехнадзор или межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора уполномоченное на предоставление государственной услуги на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано юридическое лицо.

При получении разрешений для работников филиалов, обособленных подразделений юридического лица расположенных в субъектах Российской Федерации разграниченных по полномочиям между различными межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора, заявления с комплектами документов для получения государственной услуги представляются в межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора уполномоченное на предоставление государственной услуги на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрировано юридическое лицо. При этом, в процессе рассмотрения комплектов документов, по согласованию между межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора, проверка теоретических знаний заявителей может быть проведена в межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора уполномоченном на предоставление государственной услуги в субъекте Российской Федерации, в котором расположен филиал, обособленное подразделение юридического лица.

13 июля 2021 года

От гражданина поступило обращение по вопросу о компенсации вреда, причиненного здоровью населения Привокзального района г. Комсомольск-на-Амуре в результате радиационного инцидента на заводе «Амурметалл», произошедшего 10 лет назад.

Ответ:

В соответствии с Положением об МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехандзора от 28.06.2016 № 242, Управление осуществляет федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения) в пределах установленной сферы деятельности. Вопросы, связанные с компенсацией вреда здоровью населения не входят в компетенцию Управления.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 26 Федерального закона от 05.12.1995 № 3
«О радиационной безопасности», граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленных облучением ионизирующего излучения сверх установленных законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дела по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, подведомственны судам общей юрисдикции.

3 сентября 2021 года

От гражданина, проживающего в Иркутской области, поступило обращение по вопросу нарушений при выделении земельных участков и застройки индивидуальных домов на территории промышленной площадки.

Ответ:

1. МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора в рамках своей деятельности в соответствии с «Положением о Межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденному приказом Ростехнадзора от 28 июля 2016 г. № 242, организует и проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, норм и правил в области использования атомной энергии, в том числе существляет контроль и надзор «…за соблюдением в пределах компетенции Ростехнадзора требований законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии в области обращения с радиоактивными отходами». В перечне организаций, поднадзорных МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора, нет и не было таких юридических лиц, как ООО «Покровское» или ОАО «Барки».

2. Контроль за состоянием радиоактивного загрязнения окружающей природной среды в целом осуществляется службой Росгидромета Российской Федерации.

3. Контроль за уровнем радиационной безопасности населения выполняется органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

4. С целью уточнения информации о радиоактивном загрязнении (площадь загрязнения, активность радиоактивных отходов, изотопный состав) рекомендуем обратиться в аккредитованную лабораторию для проведения радиационного обследования участка.

3 сентября 2021 года

От гражданина поступило обращение по вопросу изготовления оборудования для объектов ядерного топливного цикла.

Ответ:

В соответствии с пунктом 4.9. НП-016-05 «Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла» принадлежность элементов к классам безопасности и распространение на них требований нормативных документов должны указываться в документации на разработку, изготовление и поставку элементов объекта ядерного топливного цикла (далее - ОЯТЦ).

Классификация оборудования на группы по НП-070-06 «Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов объектов ядерного топливного цикла» при проектировании, модернизации и реконструкции ОЯТЦ выполняется конструкторской (проектной) организацией, а при эксплуатации ОЯТЦ - эксплуатирующей организацией (п. 1.2.2. НП-070-06), и указывается в техническом задании на разработку оборудования (п. 2.1.3. НП-070-06) и чертежах общего вида или сборочных чертежах (п. 4.10.1. НП-070-06).

При изготовлении оборудования, подпадающего под требования НП-070-06, предприятие-изготовитель должно применять только аттестованные технологии сварки
(п. 4.2.1.1. НП-070-06).

Обращаем также внимание, что технологическая документация на сварку разрабатывается предприятием-изготовителем с соблюдением требований
НП-070-06 и НД, а также чертежей и ТУ на изделие (п. 4.1.1. НП-070-06) с последующим согласованием с головной материаловедческой организацией
(п. 4.1.2. НП-070-06).

9 сентября 2021 года

От гражданки, проживающей в Красноярском крае, поступило обращение по вопросу загрязнения атмосферного воздуха пылью, вероятно с примесью радиоактивных веществ и содержащей возбудителей болезнетворных микроорганизмов правобережья города Красноярска.

Ответ:

В соответствии с Положением об управлении, утвержденным приказом Ростехнадзора 28.06.2016 № 242, МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований норм и правил на объектах использования атомной энергии, в том числе расположенных на территории Красноярского края.

Под надзором Управления в Красноярском крае находятся организации и предприятия, эксплуатирующие ядерные установки, радиационные источники или оказывающие услуги эксплуатирующим организациям в области использования атомной энергии.

В районе города Железногорска на правом берегу реки Енисея в 50-55км от Красноярска в северо-восточном направлении находится Федеральное государственное унитарное предприятие «Горно-химический комбинат» (далее - ФГУП «ГХК»), на котором эксплуатируются ядерно и радиационно опасные объекты. Расположение ФГУП «ГХК» выбрано с учетом розы ветров и так как в районе города Железногорска в течение всего года преобладают ветры юго-западного и западного направлений, попадание радионуклидов из выбросов ФГУП «ГХК» на территорию города Красноярска сведено к минимуму.

Выброс радионуклидов в атмосферный воздух ФГУП «ГХК» осуществляет в соответствии с «Разрешением на выбросы радиоактивных веществ в окружающую среду» №31/2017 от 25.04.2017, выданным МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора.

МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора установлены «Нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух» от 20.04.2017. Выбросы отдельных радионуклидов ФГУП «ГХК» в 2017÷2021 году составляли от 0,002% (Cs-137) до 4,7% (Pu-238) от норматива, что значительно ниже установленных норм.

ФГУП «ГХК» осуществляет постоянный контроль радиационной обстановки в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) и 20 километровой зоне наблюдения. По результатам мониторинга среднегодовая объемная активность радионуклидов, обусловленная выбросами предприятия, в атмосферном воздухе СЗЗ и населенных пунктах, находящихся в зоне наблюдения, не превышала в сумме по всем радионуклидам 0,15 % от допустимых уровней, установленных НРБ-99/2009 для населения.

На территории Красноярского края находятся 55 организаций, имеющие лицензию или регистрацию Ростехнадзора на право эксплуатации радиационных источников. Из них 26 организаций располагаются в городе Красноярске. В данных организациях эксплуатируются только закрытые радиоактивные источники. Выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух не происходит.

В ходе надзора за деятельностью организаций предприятий, радиационных аварий или хищений радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, которые могли повлечь за собой загрязнение окружающей среды и нанести ущерб здоровью населения Красноярска, не зафиксировано.

В соответствии с ежегодным планом проверок, МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора проводит контрольно–надзорные мероприятия за соблюдением организациями и предприятиями ЗАТО Железногорск требований условий действия лицензий на соответствующий вид деятельности. Кроме этого, в рамках постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, ежемесячно проводятся проверки выполнения обязательных требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. Ежеквартально проводится информирование Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе о состоянии безопасности на объектах использования атомной энергии, находящихся на территории ЗАТО Железногорск.


10 ноября 2021 года

От гражданина г. Северск поступило обращение по вопросу возможного радиоактивного воздействия на людей, которые проводили земляные работы по демонтажу труб не действующей старой хозяйственно - фекальной канализации химико-металлургического завода (ХМЗ) АО «СХК», для сдачи этих труб в пункт приема металлолома.

Ответ:

1. Северским отделом инспекций Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора по существу поставленного в обращении вопроса с 22 по 26 ноября 2021 года проведена проверка.

Проверка проведена c целью предупреждения нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии в АО «Сибирский химический комбинат» (далее – АО «СХК»).

2. При проведении проверки присутствовали:

– ведущий специалист группы внешней дозиметрии отдела экологического контроля (ОЭК) АО «СХК»;

– главный инженер химико-металлургического завода (ХМЗ) АО «СХК»;

– главный специалист цеха гидроэнергоснабжения (ЦГЭС) АО «СХК»;

– инженер сетей и станций перекачки ЦГЭС АО «СХК».

3. В ходе проверки были представлены и рассмотрены следующие документы:

– схемы хозяйственно-фекальной канализации (ХФК): схема ХФК приложения Д к регламенту ЦГЭС Р 75/2002-019-2018 и схема Р-0890267 ХФК ХМЗ АО «СХК»;

– техническое решение о монтаже коммуникаций зачистки резервуара зд.918 ХМЗ от 24.10.2016 №11-80/83-05/15833-ВК, утв. техническим директором АО «СХК»;

– решение об изменении схемы сбросов ХФК и промливневой канализации с пл.9 (ХМЗ), РХЗ от 21.07.2017 № 11-11-01464-реш, утв. техническим директором АО «СХК»;

– решение о проведении работ по выдаче вод ХФК из зд.918 ХМЗ в ВХ-3 пл.13 радиохимического завода (РХЗ) от 15.11.2017 № 11-80/02-22/29477-ВК, утв. заместителем генерального директора АО «СХК»;

– акт комиссионной проверки выполненных работ по отключению и опорожнению воздушных перекидок напорных коллекторов ХФК от КНС-9 (ХМЗ) до напорных коллекторов ХФК Северского водоканала (АО «СВК») от 05.12.2017 № 75/2940, утв. директором Завода гидроэнергоснабжения (ЗГЭС).

– справка «СХК» о хищении труб ХФК от 25.11.2021 № 11-26/123584-ВК.

4. По факту обнаружения несанкционированных земельных работ, выполненных по адресу: Томская обл., ЗАТО Северск, г. Северск, автодорога 18/3 сооружение № 173к. установлено следующее:

– 25.10.2021г. в 10 часов 00 мин. сотрудником ЦГЭС АО «СХК» при обходе обслуживаемой территории санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) были обнаружены неизвестные лица, ведущие несанкционированные земельные работы по вышеуказанному адресу;

– при осмотре места незаконного производства земляных работ выявлено, что неустановленными лицами демонтированы металлические трубы Ду250мм общей длинной 1440 м погонных, которые являются частью коллектора ХФК в составе основных средств АО «СХК» инв.№. 3020002830000;

– установлено, что часть труб была складирована на территории СЗЗ АО «СХК» в районе автобазы № 1, другая часть вывезена в пункт приема металлолома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Пролетарская 62/4;

– по данному факту АО «СХК» обратился в УМВД России по ЗАТО Северск Томской области для привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших вышеуказанное преступление; возбуждения уголовного дела и признания АО «СХК» в установленном порядке потерпевшим с целью заявления гражданского иска в порядке ч. 2 ст. 44 УПК РФ.

5. В рамках инспекционной проверки, представителем Северского отдела инспекций Ростехнадзора 23.11.2021 в сопровождении сотрудника ОЭК АО «СХК», был проведен выезд на территорию СЗЗ АО «СХК» к месту расположения траншеи, образовавшейся в результате незаконного производства земляных работ и демонтажа труб хозяйственно - фекальной канализации с северной стороны автодороги № 1, а также к сооружению 781/2 (хранилище твердых радиоактивных отходов (ТРО)) площадки № 16 РХЗ АО «СХК», к месту хранения демонтированных труб ХФК.

6. В процессе проверки установлено:

6.1 Канализационная сеть ХФК ХМЗ АО «СХК» инв. № 3025003520000 предназначена для транспортировки самотеком бытовых канализационных стоков от зданий и сооружений ХМЗ к станции перекачки хозяйственно-фекальных вод зд.918 ХМЗ. Здание 918 ХМЗ АО «СХК» предназначено для сбора хозяйственно-фекальных вод, поступающих от ХМЗ АО «СХК», РХЗ АО «СХК», АО «ОДЦ УГР» самотеком в приемный резервуар и последующей перекачки по трем напорным коллекторам в коллекторы АО «СВК».

С 2016 года сброс бытовых канализационных стоков в сети АО «СВК» исключен.

В 2017 году лабораторией геотехнологического мониторинга АО «СХК» было выполнено комплексное обследование грунтов и подземных вод на территории ХМЗ АО «СХК», проведено бурение в контрольных точках на территории ХМЗ АО «СХК» и выполнен анализ кернов. В соответствии с результатами измерений загрязнений грунта и подземных вод не обнаружено.

6.2 Участок ХФК между КНС-9 (ХМЗ АО «СХК») и напорными коллекторами ХФК АО «СВК», расположенный вне охраняемого периметра ХМЗ АО «СХК» и находится под контролем ЦГЭС АО «СХК».

Временный вывод из эксплуатации участка ХФК был выполнен в 2017 году ЦГЭС АО «СХК». В процессе вывода из эксплуатации было проведено опорожнение и перекрытие данного участка ХФК как со стороны ХМЗ АО «СХК», так и со стороны АО «СВК».

6.3.1 На территории СЗЗ АО «СХК» с северной стороны автодороги № 1 в месте вырытой траншеи установлено следующее:

– уровни МАЭД гамма-излучения от поверхности грунта находились на уровне фонового значения и не превышали значения 0,08 мкЗв/час;

– радиоактивного загрязнения поверхности грунта альфа- и бета-активными нуклидами не обнаружено.

6.3.2 На территории пункта приема металлолома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Пролетарская 62/4, установлено следующее:

– величина фоновой МАЭД гамма-излучения составила 0,08 мкЗв/час;

– уровни МАЭД гамма-излучения на расстоянии 1,0 м от лома труб незначительно превышали значение фонового уровня МАЭД гамма-излучения, но не превышали величину, установленную Контрольными уровнями № 11-26/38370-ВК от 06.05.2020 (п.9 «Металлолом, отправляемый за пределы комбината»);

– радиоактивного загрязнения наружных поверхностей лома труб не обнаружено. На внутренних поверхностях лома чугунных труб были зафиксированы уровни плотности потока альфа- и бета-частиц, не превышающие величин установленных Контрольными уровнями № 11-26/38370-ВК от 06.05.2020. Исключение составили несколько локальных участков на внутренних поверхностях лома труб, где величины плотности потока альфа- и бета-частиц незначительно превышало величину установленную Контрольными уровнями № 11-26/38370-ВК от 06.05.2020;

– радиоактивного загрязнения поверхностей электрического магнита подъемного крана и территории пункта приема в месте расположения контейнеров с ломом труб не обнаружено.

6.3.3 На территории СЗЗ АО «СХК» с северной стороны автодороги № 1 (в районе расположения автобазы № 1) по результатам проведенных радиационных измерений установлено следующее:

– уровни МАЭД гамма-излучения от наружных поверхностей труб находились на уровне фонового значения;

– радиоактивного загрязнения наружных поверхностей труб не обнаружено. На внутренних поверхностях лома чугунных труб были зафиксированы уровни плотности потока альфа- и бета-частиц, не превышающие величин установленных Контрольными уровнями № 11-26/38370-ВК от 06.05.2020. Исключение составили несколько локальных участков на внутренних поверхностях лома труб, где величины плотности потока альфа- и бета-частиц незначительно превышало величину установленную Контрольными уровнями № 11-26/38370-ВК от 06.05.2020;

– радиоактивного загрязнения спецтехники, бытовых помещений, спецодежды и спецобуви, кожных покровов лиц, задействованных 25.10.2021 г в несанкционированных земельных работах и работах по демонтажу труб и их доставке в район автобазы № 1, территории СЗЗ АО «СХК», не обнаружено.

6.3.4 В результате проведенных радиационных измерений на территории СЗЗ АО «СХК» в районе расположения автобазы № 1 установлено, что территория, где ранее складировались трубы и их лом, радиоактивного загрязнения не имеет.

Выводы:

1. Несанкционированные земельные работы по демонтажу труб проводились неизвестными лицами на участке коллектора ХФК, расположенного на территории СЗЗ АО «СХК». Данная территория располагается вне охраняемого периметра ядерной установки ХМЗ АО «СХК» и контролируется ЦГЭС АО «СХК».

Этот участок коллектора ХФК с 2017 г выведен из эксплуатации. Сброс вод через него в настоящее время не осуществляется, врезок с технологических сетей не имеет. Демонтированные трубы к категории радиоактивных отходов АО «СХК» не отнесены.

2. Возможной причиной зафиксированного незначительного радиоактивного загрязнения на внутренних локальных поверхностях труб коллектора ХФК предположительно может являться следствием накопления радионуклидов из сточных вод с территории ХМЗ АО «СХК» в процессе долговременной эксплуатации сетей ХФК с 1961 по 2017 г.г.

3. С целью ограничения доступа к демонтированным трубам и их лому были организованы и выполнены работы по их вывозу с места складирования на территории СЗЗ АО «СХК» в районе автобазы № 1 и из пункта приема металлолома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Пролетарская 62/4, на охраняемую территорию площадки 16 РХЗ АО «СХК».

4. Радиоактивного загрязнения поверхности грунта на участке коллектора ХФК АО «СХК» на территории СЗЗ АО «СХК», в местах вырытой траншеи и складирования труб и их лома в районе автобазы № 1, использованной при этих работах техники, бытовых помещений, одежды и обуви, кожных покровов лиц, задействованных в несанкционированных земельных работах по демонтажу труб, не обнаружено.

5. В результате незаконного демонтажа труб ХФК негативного воздействия на окружающую среду не оказано.

11 ноября 2021 года

От гражданки г. Новосибирска поступило обращение по вопросу: в городе Большой Камень на «Судостроительном комплексе «Звезда»» строится ледокол с ядерной энергетической установкой. Как будет обеспечиваться ядерная безопасность судна?

Ответ:

Начнем с того, что такое ядерная безопасность. Ядерная безопасность – это совокупность:

- свойств ядерной энергетической установки;

- состояний технических средств и организационных мер, исключающая, с определенной вероятностью, ядерную аварию.

Поэтому безопасность судна должна обеспечиваться последовательной реализацией глубокоэшелонированной защиты, основанного на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду и системы технических и организационных мер по защите барьеров и сохранению их эффективности.

Система физических барьеров судна должна включать топливную матрицу, оболочку ТВЭЛ, границу теплоносителя реактора, защитную оболочку, защитное ограждение реакторной установки и биологическую защиту.

Система технических и организационных мер включают меры, направленные на обеспечение безопасности судна, а также меры, направленные на обеспечение безопасности экипажа судна, специального персонала, пассажиров и населения, при нахождении судна в пунктах базирования и ремонта.

Система технических и организационных мер должна образовывать пять уровней глубокоэшелонированной защиты.

Уровень 1. Предотвращение нарушений нормальной эксплуатации.

Уровень 2. Предотвращение проектных аварий системами нормальной эксплуатации.

Уровень 3. Предотвращение запроектных аварий системами безопасности.

Уровень 4. Управление запроектными авариями.

Уровень 5. Противоаварийное планирование.

Глубокоэшелонированная защита должна осуществляться на всех этапах деятельности, связанных с обеспечением ядерной энергетической установки в той части, которая затрагивается данной деятельностью. Приоритетной является стратегия предотвращения неблагоприятных событий. Особое внимание должно уделяться уровням 1 и 2.

11 ноября 2021 года

От гражданина г. Новосибирска поступило обращение по вопросу: какие документы должен направить застройщик или технический заказчик в орган, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, перед началом строительства объекта использования атомной энергии?

Ответ:

В случае если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в орган, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

1) копия разрешения на строительство;

2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;

5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

11 ноября 2021 года

От гражданина г. Новосибирска поступило обращение по вопросу: имеет ли право организация, эксплуатирующая только закрытые радионуклидные источники (ЗРИ) 4 и 5 категорий радиационной опасности, продать свои ЗРИ другой организации?

Ответ:

В статье 5 федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170- ФЗ «Об использовании атомной энергии» отмечено, что радиационные источники, радиоактивные вещества могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности или в собственности юридических лиц. Далее, в этой же статье сказано: «…эксплуатацию радиационных источников, которые находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, осуществляют организации, имеющие соответствующие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или зарегистрированные в порядке и случаях, предусмотренных статьей 36.1 настоящего Федерального закона».

Таким образом, Ваша организация может продать (передать) свои ЗРИ другой организации при условии, что эта организация будет зарегистрирована в порядке, предусмотренном статьей 36.1 федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170- ФЗ «Об использовании атомной энергии».

14 декабря 2021 года

От гражданина г. Северск поступило обращение по вопросу законности поставок радиоактивных отходов из Франции на территорию г. Северска.

Ответ:

В период с 24 ноября по 8 декабря 2021 года Управлением по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора проведена проверка АО «СХК» по вопросу о поставке и переработке регенерированного урана. В ходе проверки нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, также законодательства Российской Федерации не выявлено.

В соответствии с условиями внешнеэкономического контракта от 25.05.2018 года между АО «Техснабэкспорт» (Россия) и компанией EDF (Франция) заключен договор между АО «ТВЭЛ» и АО «СХК» от 20.09.2021 на переработку регенерированного урана на период с 2022 до 2032 г.

Поставляемый регенерированный уран, является продуктом переработки отработанного ядерного топлива с французских АЭС, относится к категории ядерные материалы и не может относиться к категории радиоактивных отходов (РАО), так как содержит ценный компонент U235 в количестве достаточном для повторного использования при производстве ядерного топлива для АЭС.

На АО «СХК» из Франции компанией EDF произведена в 2021 году поставка регенерированного урана в сертифицированной упаковке в контейнерах. На транспортный упаковочный комплект (ТУК) и на контейнер имеются сертификаты разрешения, гарантирующие безопасность при транспортировании ядерных материалов в соответствии с правилами в области использования атомной энергии. Поставка регенерированного урана для переработки на АО «СХК» по территории России производилась железнодорожным транспортом АО «Автоспецтранс» в рамках действующей лицензии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Переработка уранового сырья в АО «СХК» выполняется по проектам предназначенных для переработки урана различных марок и осуществляется в соответствии с утвержденными регламентами и инструкциями. Конечным продуктом переработки регенерированного урана является наработка сырьевого гексафторида урана или обогащенного уранового продукта.

Обеспечение безопасности проведения работ в области использования атомной энергии, при переработке регенерированного урана, обусловлено наличием соответствующих разрешений (лицензий) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.