2020 год

10 апреля 2020 года

От гражданки, проживающей в Красноярске, поступило обращение по вопросу о проблеме строительства рядом с городом Красноярском пункта захоронения радиоактивных отходов 1-2 классов опасности.

Ответ:

1. Решение о размещении и сооружении Объекта в соответствии со статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» принято Федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 № 444, направление 1 «Создание основных объектов инфраструктуры по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами».

Основанием для размещения объекта является схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 11.11.2013 № 2084-р (схема территориального планирования согласована заместителем председателя Правительства Красноярского края от 06.08.2013 №11-09995).

Обосновывающей документацией для разработки материалов оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) послужили следующие материалы:

- «Оценка воздействия на окружающую среду» в составе «Обоснования инвестиций на строительство первоочередных объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов (Красноярский край)», А-12215, Москва, ОАО «ВНИПИпромтехнологии», 2011 год;

- Протокол общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду по теме: «Строительство первоочередных объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов, включая проектно-изыскательские работы (Красноярский край, Нижне­Канский массив)», 30.07.2012, г. Железногорск;

- Журнал учета замечаний и предложений, поступивших от участников в процессе общественных обсуждений;

- Техническая документация по инженерным изысканиям, выполненная для подготовки проектной документации по строительству объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов (Красноярский край, Нижне-Канский массив), 2013 - 2014 годы;

- Проектная документация «Строительство первоочередных объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов (Красноярский край, Нижне-Канский массив)», 2014 год;

При оценке пригодности геологических условий для размещения Объекта учитывались физические (механические, тепловые), фильтрационные и сорбционные свойства горных пород, тектоническая обстановка, общая сейсмическая опасность, новейшая активность разломов, скорость вертикальных движений блоков земной коры, интенсивность изменения геоморфологических характеристик: водобильность среды, активность динамики подземных вод и другие параметры.

Также одним из критериев, определяющих выбор из возможных подходящих мест для захоронения радиоактиных отходов (далее – РАО), является его близкое расположение к крупным источникам образования РАО, позволяющее оптимизировать расходы и снизить риски при транспортировке. В этой связи геологические исследования по выбору и обоснованию таких участков проводятся более 20 лет, в том числе, на территории Красноярского края (в районе ФГУП ФЯО «ГХК», г. Железногорск) и в Челябинской области (в районе ФГУП «ПО «Маяк», г. Озерск).

Исследования в районе Нижне-Канского массива с целью выбора перспективной площадки для создания подземной исследовательской лаборатории и впоследствии, после подтверждения безопасности, пункта захоронения радиоактивных отходов ведутся с начала 1990-х годов. В 1998-1999 годах на площадках «Итатский» и «Каменный» было проведено бурение нескольких неглубоких (10-50 м) и четырех глубоких скважины (300, 500, 500 и 700 м). Исследование кернов и регистрационные данные подтвердили распространение потенциально пригодных горных пород – монолитных гранитоидов с низкой трещиноватостью и водонасыщенностью.

В 1992-2001 годах под руководством НПО «Радиевый институт» выполнены региональные исследования с целью поиска участков, перспективных для захоронения отвержденных радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива завода РТ-2. В исследованиях принимали участие специалисты следующих организаций: Горно-химический комбинат, ВНИПИпромтехнологии, Красноярское отделение ВНИПИЭТ, Геологический факультет СПбГУ, Геологический институт РАН, ИГЕМ РАН, Красноярский филиал ГЦ «Природа», КНИИГиМС, ГП «Красноярскгеолсъемка» и др.

В результате были выделены следующие участки, перспективные для сооружения Объекта: «Южный», «Верхнеитатский», «Нижнеитатский», «Тельский» и «Енисейский».

В 1995-1999 годах проведены комплексные исследования на участке «Верхнеитатский».

В 2002 году разработана и утверждена «Декларация о намерениях на строительство подземной лаборатории в районе Нижнеканского массива» (ДОН), в которой в качестве основного был заявлен участок «Верхнеитатский», альтернативного - «Енисейский».

В 2002-2005 годах под руководством АО «ВНИПИпромтехнологии» были проведены комплексные геофизические исследования на участке «Енисейский», расположенном в пределах ЗАТО Железногорск. Исследования проводились поэтапно, с последовательным сокращением площади и повышением плотности расположения точек исследований - сначала на площади 70 км2, затем более детальные - на площади 25 км2.

Специалистами ГПКК «КНИИГиМС», КГПИИ ВНИПИЭТ и ряда других организаций Красноярского края проведены комплексные геофизические исследования, включающие электроразведку методом вертикального электрического зондирования, аудиомагнитотеллурического зондирования, методом переходных процессов, гравиметрию, магнитометрию, сейсмические исследования на участке «Енисейский». В результате этих работ было получено представление о геологическом строении, оценена мощность осадочных отложений, выделены блоки монолитных метаморфических и интрузивных пород, определена глубина залегания кровли этих пород. Результаты комплексных геофизических исследований обобщены в отчетах АО «ВНИПИпромтехнологии» за 2002­-2004 годы.

Общий вывод: на обоих участках нет неблагоприятных условий для создания подземной лаборатории. В целом оба участка пригодны, но по некоторым характеристикам участок «Енисейский» более предпочтителен.

В 2005 году на основе результатов исследований была выделена площадка, на которой в дальнейшем рекомендовано проводить детальные инженерно-геологические изыскания. Она расположена на участке «Енисейский» в 4,5 км от Енисея и в 6 км северо-восточнее г. Железногорска, в пределах ЗАТО Железногорск.

С 2008 года на рекомендованном участке «Енисейский» были начаты комплексные исследования с соблюдением нормативных требований к выполнению проектно-изыскательских работ для обоснования создания подземной исследовательской лаборатории и возможного создания в будущем объекта захоронения РАО.

Результаты исследований были представлены на государственную экспертизу и переданы в геологические фонды.

На основании представленных на экспертизу результатов комплексных исследований в апреле 2012 года получено положительное экспертное заключение ФГУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ГКЗ «Роснедра») по «оценочной стадии» о пригодности участка для строительства Объекта.

В 2013-2014 годах на рекомендованном участке под методическим руководством АО «ВНИПИпромтехнологии» выполнены проектно-­изыскательские работы: инженерно-геологические, гидрогеологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические, инженерно-­геодезические, геофизические и геодинамические изыскания. Результаты изысканий были использованы при разработке «Проектной документации» и переданы в геологические фонды.

На основании исходных данных по характеристикам массива скальных пород, полученных в результате геологоразведочных работ и лабораторных исследований, было выполнено математическое моделирование сорбционно-миграционных процессов распространения загрязненных подземных вод в системе инженерных барьеров и массиве пород в долгосрочной перспективе. Определены оценки потенциально возможных дозовых нагрузок на население в результате возможного поступления через десятки тысяч лет в приповерхностную зону радионуклидов в случае создания на исследуемом участке объекта захоронения РАО, которые подтвердили, что проектные решения и изолирующие свойства вмещающего массива горных пород с запасом обеспечат безопасность в соответствии с нормативными документами РФ.

Однако в соответствии с международным опытом и рекомендациями МАГАТЭ полученные оценки должны быть уточнены и подтверждены на основании детальных комплексных исследований непосредственно на глубине возможного будущего размещения упаковок с РАО - в подземной исследовательской лаборатории.

Решение о возможности начала захоронения отходов может быть получено только после всестороннего исследования изолирующих свойств системы инженерных барьеров и массива горных пород в процессе строительства и эксплуатации подземной исследовательской лаборатории и прохождения лицензирования на эксплуатацию ПГЗРО, что предусмотрено проектной документацией объекта «Подготовка проектной документации по строительству объекта окончательной изоляции радиоактивных отходов (Красноярский край, Нижне-Канский массив)».

Федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2015 № 1248, предусмотрено строительство первой очереди объекта окончательной изоляции радиоактивных отходов (пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов) 1-го и 2-го классов (Красноярский край, Нижне-Канский массив) (мероприятие 2.1 приложения № 2 к федеральной целевой программе).

Во исполнение статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» по результатам государственной экспертизы проектной документации получил положительное заключение в отношении проектной документации по строительству объекта окончательной изоляции РАО в составе подземной исследовательской лаборатории (Красноярский край, Нижне-Канский массив), подтверждающее её соответствие требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий (Положительное заключение государственной экспертизы № 258-16/ГГЭ-10166/02 от 11.03.2016 утв. ФАУ «Главгосэкспертиза России).

Федеральной службой по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека выдано санитарно-эпидемиологическое заключение №24.ЖЦ.-2.000.Т.000024.06.15 от 18.06.2015, удостоверяющее, что требования, установленные в проектной документации «Санитарно-защитная зона проектируемого объекта окончательной изоляции радиоактивных отходов ФГУП «НО РАО» (Красноярский край, Нижне-Канский массив) соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Соответствие проектной документации по строительству объекта окончательной изоляции РАО в составе подземной исследовательской лаборатории (Красноярский край, Нижне-Канский массив) экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды подтверждается Приказом Росприроднадзора от 07.12.2015 № 994, в соответствии с которым утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, устанавливающее соответствие материалов «Материалы обоснования лицензии на размещение и сооружение не относящегося к ядерным установкам пункта хранения РАО, создаваемого в соответствии с проектной документацией на строительство объектов окончательной изоляции РАО (Красноярский край, Нижне-Канский массив) в составе подземной исследовательской лаборатории (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду)» требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

ФГУП «НО РАО» Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выдана лицензия от 27.12.2016 № ГН-01,02-304-3318 на право размещения и сооружения пункта хранения радиоактивных отходов.

Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» федеральному государственному унитарному предприятию «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» 20.12.2017 выдано разрешение на строительство № 24-58-311-2017, в соответствии с которым разрешено строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией: «Подготовка проектной документации по строительству объекта окончательной изоляции радиоактивных отходов (Красноярский край, Нижне-Канский массив)».

В настоящий момент ФГУП «НО РАО» ведет работы на объекте капитального строительства «Подготовка проектной документации по строительству объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов (Красноярский край, Нижне-Канский массив)» в части проведения строительно-монтажных работ при строительстве линейных объектов, зданий и сооружений надземного комплекса.

2. У Управления нет информации об указанной Вами лицензии КРР16173Д от 22.07.2016.

3. Ростехнадзор не обладает полномочиями по оценке наличия оснований и возбуждению уголовных дел.

12 мая 2020 года

От гражданки, проживающей в Красноярске, повторно поступило обращение по вопросу о проблеме строительства рядом с городом Красноярском пункта захоронения радиоактивных отходов 1-2 классов опасности.

Ответ:

Рассмотрев Ваше повторное обращение, сообщаем следующее:

1. В настоящее время Управления нет оснований для приостановки строительства Объекта.

2. Управление не выдавало указанную Вами лицензию КРР16173Д от 22.07.2016 и не обладает полномочиями по ее аннулированию.

3. Управление не обладает полномочиями по возбуждению уголовных дел и проведению следственных действий.

Кроме того, сообщаем, что в распоряжении Управления нет комплекта документов, касающегося «Декларации о намерениях на строительство подземной исследовательской лаборатории в районе Нижнеканского массива» от 2002 года.

12 августа 2020 года

От гражданки, проживающей в Новосибирске, поступило обращение по вопросу:

относятся ли медицинские центры ядерной медицины к объектам использования атомной энергии и если да, то к каким именно объектам применения?

Ответ:

Медицинские центры ядерной медицины относятся к объектам использования атомной энергии, так как на их территории расположены радиационные источники. Согласно статье 3 Федерального закон Российской Федерации от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» радиационные источники являются объектами использования атомной энергии.

12 августа 2020 года

От гражданки, проживающей в Новосибирске, поступило обращение по вопросу:

в каких случаях организации необходимо иметь лицензию на право проведения работ в области использования атомной энергии?

Ответ:

Виды деятельности в области использования атомной энергии, подлежащие лицензированию определены в статье 26 Федерального закон Российской Федерации от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» - любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение. Поэтому если организация планирует (предполагает) выполнять работы в области использования атомной энергии в соответствии с видами деятельности указанными в статье 26, то ей необходимо получить лицензию в органе государственного регулирования безопасности.

12 августа 2020 года

От гражданина, проживающего в Новосибирске, поступило обращение по вопросу:

много небылиц и неоправданных страхов беспокоят жителей Новосибирска, а волнует их хранилище отходов предприятия "НЗХК" так называемое в народе "хвостохранилище", особенно после событий в г. Норильск. Как вы можете прокомментировать состояние данного сооружения и каковы дальнейшие перспективы его существования?

Ответ:

Образующиеся в процессе производственной деятельности радиоактивные отходы в основном представляют собой твёрдые радиоактивные отходы, которые в виде пульпы гидротранспортом передаются в пруд-отстойник, расположенный на территории хвостохранилища ПАО «НЗХК». Пруд-отстойник предназначен для разделения пульпы на твёрдый осадок, относящийся к очень низкоактивным отходам/низкоактивным отходам, и осветлённую жидкую фазу.

Сейчас ПАО «НЗХК» использует для хранения отходов хвостохранилище (комплекс сооружений с прудом-отстойником, расположенным примерно в 8 километрах от НЗХК).

Завод продолжает вкладывать средства в этот объект. Проводятся различные технические мероприятия, так же как и на основном производстве. В инженерном плане площадка хвостохранилища ПАО «НЗХК» достаточно хорошо оснащена.

Во-первых, под землей проложена специальная дренажная система, назначение которой — собрать и возвратить то небольшое количество воды, которое естественным путем, просачиваясь, выходит за пределы озера; есть специальная насосная станция.

Во-вторых, устроена система наблюдательных скважин, при помощи которых специалисты контролируют состояние дамбы и грунтовые воды; причем за всю историю наблюдений не было зафиксировано ни одного превышения установленных норм содержания радионуклидов в грунтовых водах.

В-третьих, вокруг озера проходит нагорная канава (бетонный желоб), предохраняющая его от переполнения осадками.

В настоящее время в ПАО «НЗХК» реализуется проект «Комплекс переработки жидких и твёрдых радиоактивных отходов ПАО «НЗХК». В рамках реализации проекта к концу 2020 году будет создан участок переработки отходов ПАО «НЗХК», предназначенный для приведения отходов к критериям приемлемости в соответствии с требованиями законодательства.

В результате работы комплекса очищенные производственные воды будут повторно использоваться в технологическом процессе, а твёрдые отходы будут упакованы в безопасные контейнеры для последующей передачи национальному оператору для захоронения. Закрыть хвостохранилище должны к 2021 году, когда весь комплекс переработки будет работать на полной мощности.

17 августа 2020 года

От организации ООО «Альфапроект», Москва, поступило обращение по рассмотрению, согласованию или замечаниям по разделу рабочей документации «Технологические решения, включая расчеты по радиационной безопасности», шифр 192-ТХ (подготовительные работы по размещению нового ускорительного комплекса по адресу г. Кемерово, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Областной клинический онкологический диспансер»,
ул. Волгоградская, 35.

Ответ:

Сообщаем Вам, что в полномочия Управления не входят рассмотрение, согласование или выдача замечаний к проектной документации.

23 сентября 2020 года

От Дальневосточного проектного института «Востокпроектверфь», г. Владивосток, поступило обращение по вопросу: в целях сокращения сроков строительства, прошу выдать заключение о возможном строительстве здания центральной заводской лаборатории с отделом ядерной и радиационной безопасности на территории АО «ДВЗ «Звезда», г. Большой Камень, Приморский край.

Ответ:

В полномочия Управления не входит выдача заключений о возможности строительства объектов капитального строительства. Возможность или невозможность разработки проектной документации и последующего строительства объектов капитального строительства определяет проектная организация после рассмотрения задания на проектирование объекта капитального строительства. Далее, до начала строительства, данная проектная документация должна пройти государственную экспертизу в ФАУ «ГГЭ» и получить положительное экспертное заключение. Следовательно, возможность или невозможность строительства конкретного объекта капитального строительства определяет проектная организация и подтверждается ФАУ «ГГЭ».

6 ноября 2020 года

От Госкорпорации «Росатом» поступило обращение по вопросу: о нарушении законодательства организацией при обращении с радиоактивными отходами без разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Ответ:

1. Общество с ограниченной ответственностью «Торэкс-Хабаровск» (ООО «Торэкс-Хабровск») обращалось в 2017 год за консультацией в МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора о необходимости и возможности получения лицензии на эксплуатацию (вывод из эксплуатации) пункта временного хранения радиоактивных отходов.

Юридическому лицу были даны разъяснения о невозможности получения лицензии по следующим обстоятельствам:

- ведет к нарушению федерального законодательства в сфере обращения с РАО, в частности в соответствие со ст. 21 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для организаций, не относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, установлен единый срок промежуточного хранения радиоактивных отходов, составляющий пять лет;

- ведет к нарушению федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды п.п. 4, 5 ст. 40 и п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (здание дробильного оборудования с низкоактивными РАО размещается в черте г. Комсомольск-на-Амуре);

- проект пункта временного хранения РАО не прошел государственную строительную экспертизу;

- организация не признана уполномоченным органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по эксплуатации и выводу из эксплуатации.

2. ООО «Торэкс-Хабаровск», а после переименования 15 сентября 2020 г. (согласно выписке из ЕГРЮЛ) в общество с ограниченной ответственностью «АМУРСТАЛЬ» (ООО «АМУРСТАЛЬ»), осуществляет деятельность в области использования атомной энергии по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, на основании решения МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора о регистрации от 10 октября 2017 г. № 338.

8 декабря 2020 года

От специалиста системы менеджмента качества организации в Новосибирске поступило обращение по вопросу процедуры лицензирования при получении лицензии на проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.

Ответ:

Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии регламентировано Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ, Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 280, и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 октября 2014 г. № 453.

Порядок, сроки и последовательность административных процедур Ростехнадзора, взаимодействие Ростехнадзора и его территориальных органов с лицензиатами при предоставлении услуг в области использования атомной энергии определен Административным регламентом предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, размещенном на официальном сайте Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
http: //www.sib-nrs.gosnadzor.ru.

Разграничение полномочий при предоставлении государственной услуги по лицензированию в области использования атомной энергии между центральным аппаратом Ростехнадзора и его территориальным органом (в данном случае Межрегиональным территориальным управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора) определено в Приложении 2 к Административному регламенту.

Для получения лицензии на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии соискателю лицензии необходимо направить заявление о предоставлении лицензии на соответствующий вид деятельности, подписанное руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, копии учредительных документов юридического лица, заверенные в нотариальном порядке, а так же 3 комплекта документов, обосновывающих обеспечение безопасности лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии, в соответствующий лицензирующий орган.

В процессе рассмотрения комплекта документов, обосновывающих обеспечение безопасности лицензируемого вида деятельности, проводится проверка достоверности сведений, содержащихся в указанных документах, путем:

- организации проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) лицензируемого вида деятельности;

- проверки (инспекции) соискателя лицензии.