2019 год24 января 2019 года От гражданина поступил вопрос о строительстве медицинского центра по адресу г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова, д. 109 с нарушением законодательства Российской Федерации. Ответ: Управлением в отношении объекта, расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова, д. 109 федеральный государственный строительный надзор не осуществляется. Данный вид надзора имеет заявительный характер. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщику необходимо иметь заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – заключение о соответствии), выданное органом государственного строительного надзора, осуществлявшего такой надзор. В случае обращения застройщика объекта, расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова, д. 109 в Управление с заявлением о получении заключения о соответствии, ему будет отказано в выдаче такого заключения, ввиду того, что Управлением такой надзор не осуществлялся.
28 февраля 2019 года От гражданина поступил вопрос о продаже приборов радиоактивного излучения. Ответ: Публичное акционерное общество «Сибнефтегеофизика» (ПАО «Сибнефтегеофизика»), выставившее на сайте по продаже имущества банкротов радиоактивные источники, находится под надзором Межрегионального территориального управления по надзору за ядернгой и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора) и имеет лицензию Ростехнадзора от 26.01.2016 № СДВ-03-210-2288 на право эксплуатации радиационного источника – не относящегося к ядерным установкам комплекса, в котором содержатся радиоактивные вещества. В соответствие с п.3.2.1 Условий действия лицензии: «При осуществлении лицензируемого вида деятельности Лицензиату запрещается: принимать, приобретать, передавать, поставлять или сдавать в аренду закрытые радионуклидные источники и радиоактивные отходы, а также выполнять работы и предоставлять услуги в области использования атомной энергии любым юридическим лицам, не имеющим лицензий Ростехнадзора на осуществление соответствующих видов деятельности и юридическим лицам, осуществляющим деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории радиационной опасности и не зарегистрированным в установленном порядке, а также любым физическим лицам». За нарушение требований условий действия лицензии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде наложения штрафа на юридические лица от ста до ста пятидесяти тысяч рублей, на должностных лиц – от пятнадцати до двадцати пяти тысяч рублей.
6 марта 2019 года От гражданина поступил вопрос о нарушении законодательства при строительстве в 40 км от Красноярска и менее чем в 4 км от Енисея крупнейшего в мире могильника для захоронения отходов 1 и 2 класса опасности. Ответ: Вероятно, в Вашем обращении речь идет о строительстве в Красноярском крае, согласно проектной документации, объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов в Нижне-Канском массиве, расположенном в 57 км северо-восточнее г. Красноярска и в 4,5 км от реки Енисей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 306 утверждены «Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения». Правила регламентируют основные процессы, связанные с инициированием сооружения объектов, обоснованием инвестиций в строительство, выбором площадки, разработкой проектной документации, ее согласованием и утверждением. Решения о сооружении объектов федерального значения принимает Правительство Российской Федерации. В настоящее время Ростехнадзор на основании положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и экологической экспертизы выдал ФГУП «НО РАО» лицензию от 27.12.2016 № ГН-01-304-3318 на право размещения и сооружения пункта хранения радиоактивных отходов, создаваемого в соответствии с проектной документацией на строительство объекта окончательной изоляции радиоактивных отходов (Красноярский край, Нижне–Канский массив) в составе подземной исследовательской лаборатории. Сооружение подземной исследовательской лаборатории необходимо для уточнения гидрогеологических, геохимических, изолирующих характеристик горных пород участка Енисейский (Красноярский край, Нижне-Канский массив), разработки и обоснования проектных и технических решений по системе инженерных барьеров, которые в совокупности с изолирующими свойствами массива горных пород обеспечат долговременную безопасность пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов и исключат влияние данного объекта на экологию Красноярска и реки Енисей. Лицензия не дает право лицензиату на осуществление деятельности по обращению с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, в том числе размещению радиоактивных отходов в подземной исследовательской лаборатории, входящей в состав пункта хранения радиоактивных отходов. Решение о размещении РАО будет приниматься на основе вышеуказанных исследований. В соответствии с Положением МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора, утвержденного приказом Ростехнадзора № 242 от 28.06.2016, на ядерно и радиационно опасных объектах осуществляется контроль и надзор за соблюдением обязательных требований норм и правил в области использования атомной энергии. Непосредственно контроль и надзор на объектах осуществляет Железногорский отдел инспекций. В ходе проведения проверок в 2018 году на строящихся объектах использования атомной энергии, расположенных на территории Красноярского края, нарушений требований обязательных норм и правил, влияющих на безопасность, не выявлено. На регулярной основе проводится информирование Полномочного представителей Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и Губернатора Красноярского края о состоянии безопасности на объектах использования атомной энергии, находящихся на территории Сибирского федерального округа, на которых Управление осуществляет надзорную деятельность, кроме этого два раза в год в их адрес Управлением направляются обобщенные «Справки о состоянии ядерной и радиационной безопасности на объектах использования атомной энергии». Ежеквартально Железногорским отделом инспекций направляется информация в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края «О состоянии ЯРБ на ПТЦ и в ЗАТО» об изменении состояния ядерной и радиационной безопасности на предприятиях и территориях, поднадзорных отделу инспекций.
27 марта 2019 года От гражданина поступил вопрос о ненадлежащем соблюдении требований обеспечения безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (далее-ОПО), принадлежащих ООО «Сибэнергомаш – БКЗ», расположенных по адресу: г. Барнаул, пр-кт Калинина, 26. Ответ: В декабре 2018 года ООО «Сибэнергомаш – БКЗ» получило лицензию на право ведения работ области использования атомной энергии по эксплуатации радиационных источников. До выдачи лицензии МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока (далее-Управление) провело внеплановую выездную проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, обосновывающих обеспечение безопасности лицензируемого вида деятельности и готовности осуществлять лицензируемый вид деятельности. В ходе проверки нарушений обязательных требований к обеспечению безопасности в области использования атомной энергии, не выявлено. Представленная в Вашем обращении информация не содержит сведений о фактах нарушения обязательных требований радиационной безопасности при эксплуатации радиационных источников, либо условий действия лицензии на их эксплуатацию. С учетом вышеизложенного, а также учитывая, что в компетенцию Управления не входит надзор за ОПО, оснований для проведения внеплановой проверке ООО «Сибэнергомаш – БКЗ», в части соблюдения обязательных требований радиационной безопасности при эксплуатации радиационных источников, не выявлено.
15 апреля 2019 года От гражданина поступил вопрос: как предоставить полный пакет документов (выполнить полноту действий со стороны организации) в комиссию Минздрава РФ с целью признания пригодности к эксплуатации «ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения», если проектная документация на радиационный источник отсутствует? Ответ: При подготовке пакета документов для получения признания органом управления Вам необходимо руководствоваться «Положением о признании организации пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 № 88 (далее – Положение). В соответствии с подпунктом ж) пункта 6 Положения, организация для признания ее пригодной осуществлять эксплуатацию радиационного источника должна представить в орган управления проектную или техническую документацию с указанием сроков эксплуатации и вывода из эксплуатации каждого объекта, документацию о сроках обращения с материалами или веществами. Однако, в соответствии с подпунктом а) пункта 9 Положения для «организаций, осуществляющих (планирующих осуществлять) эксплуатацию объектов, обращение с материалами и веществами в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи, разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи…» не требуется предоставление документации по подпункту ж) пункта 6 Положения. В соответствии с подпунктом б) пункта 9 Положения организации, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения должны представлять «техническую документацию (техническое заключение) на радиационный источник, подтверждающую соответствие указанного в заявлении срока осуществления деятельности в области использования атомной энергии сроку эксплуатации радиационного источника, установленному изготовителем радиационного источника». В связи с вышесказанным, рекомендуем при подготовке документов для получения признания организации органом управления, руководствоваться требованиями всех пунктов Положения.
15 апреля 2019 года От гражданина поступил вопрос: в настоящее время на наше предприятие АО «НЗХК-Инжиниринг», которое имеет лицензии Ростехнадзора на право изготовления оборудования для объектов использования атомной энергии, заказчиками представляется конструкторская документация, в которой даны ссылки на не подлежащие применению правила и нормы в атомной энергетике (ПНАЭ Г). В связи с этим возникает вопрос: каким образом действовать нашему предприятию, как изготовителю оборудования, чтобы не допустить нарушений обязательных требований норм и правил, а также снижения качества поставляемого оборудования? Ответ: АО «НЗХК-Инжиниринг» в соответствии с требованиями, установленными в УДЛ на право изготовления оборудования для объектов использования атомной энергии, необходимо провести (проводить) анализ влияния на безопасность отступлений от новых требований. В случае выявления отклонений от новых требований или о необходимости приведения конструкторской документации в соответствие требованиям действующих нормативных документов в области использования атомной энергии необходимо сообщить об этом заказчику, а также и разработчику конструкторской документации. Рекомендуем приступать к работе по изготовлению оборудования для объектов использования атомной энергии по откорректированной и приведенной в соответствие с требованиями действующих нормативных документов в области использования атомной энергии конструкторской документации.
15 апреля 2019 года От гражданина поступил вопрос: как много нарушений законодательства выявила Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору на находящемся в Новосибирске заводе по производству топлива для атомных станций – «НЗХК» за прошедший 2018 год и начало этого года? Ответ: За соблюдением законодательства в РФ отвечает другой надзорный орган – прокуратура, а мы – относимся к надзорным органам, выполняющих узкоспецифические задачи. МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора ведет надзор за выполнением предприятиями атомной отрасли и объектами «народного хозяйства» (использующих РВ и РИ), федеральных норм и правил, соблюдением условия действия выданных им лицензий и т.д. Эти нормы и правила разрабатываются на основе законов. Что же касается «НЗХК»: 1. Данное предприятие находится под постоянным надзором нашего управления. Надзор за «НЗХК» осуществляется по нескольким направлениям: ЯРБ, УК ЯМ и ФЗ, РБ, ПКС, ОЯРОО. 2. В 2018 году на «НЗХК» был выявлен ряд нарушений ФНП, носящий в основном документарный характер. Что это значит? – Документы на предприятии не в полной мере соответствуют требованиям федеральных норм и правил. Нашими инспекторами по результатам проверок выносились предписания по устранению нарушений – предприятие их устраняло в предписанные сроки. 3. В 2018 году и по настоящее время 2019 года аварийных ситуаций на «НЗХК» не было.
29 мая 2019 года От гражданина поступил вопрос о порядке и условиях проведения торгов по реализации оборудования, содержащего радиоактивные элементы. Ответ: ООО «Жизнь» не находится под надзором Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Используемый в компьютерном томографе Simens Somatom Emotion 16-slice Exel Edition, 2013 год выпуска радионуклидный генератор Ge-68/Ga-68 используется при калибровке аппаратуры в центрах позитронной эмиссионной томографии, разработке методов синтеза меченных галлием-68 соединений и предназначен для многократного получения нестерильного физиологически приемлемого раствора галлия-68. Радионуклидный генератор Германий-68/Галий-68 относится к генерирующим источникам ионизирующего излучения, надзор за которым осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека. 21 июня 2019 года От гражданина поступил вопрос о возможном загрязнении радиоактивными изотопами складского помещения, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Тайгинская, 6 (бывший Складской комплекс «Здание № 715» ПАО «НЗХК». Ответ: Здание № 715 до 2009 года использовалось для хранения транспортных упаковочных комплектов (ТУК) ТК-С5 с тепловыделяющими сборками (ТВС) для реакторов ВВЭР-1000. Конструктивная особенность ТВС такова, что содержащийся в них уран, заключен в герметично заваренные циркониевые трубки и при хранении выход урана в окружающую среду невозможен. За все время эксплуатации складского помещения № 715 происшествий с разрушением ТВС не было. В процессе хранения ТВС ВВЭР-1000 в здании № 715 проводился радиационный контроль поверхностей оборудования и бытовых помещений (пол, стены и т.д.) на наличие снимаемого загрязнения альфа-активными радиоактивными изотопами урана. Результаты измерений фиксировались в Журнале «Сводные результаты по дозиметрическому контролю в цехах основного производства по годам» и контролировались надзорными органами.
4 июля 2019 года От гражданина поступил вопрос о возможном нарушении хранения и эксплуатации источников ионизирующего излучения в ООО «ТНГ-АлГИС» при оказании услуг по геофизическому исследованию при бурении скважин на территории Иркутской области и Республики Саха (Якутия). Ответ: По поручению Руководителя МТУ по надзору за ЯРБ Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора Иркутским отделом инспекций радиационной безопасности проведено расследование по факту возможного нарушения. Было направлено письмо на имя технического руководителя ООО «ТНГ-АлГИС» в Восточной Сибири В.В. Стрепетова (исх. № 25/298 от 10.07.2019) о запросе сведений по факту возможного нарушения при эксплуатации и хранении радиационных источников (РИ) в ООО «ТНГ-АлГИС» на территории Иркутской области и Республики Саха (Якутия). 15.07.2019 был получен ответ от главного инженера ООО «ТНГ-АлГИС» А.Р. Галимова (исх. № 853 от 12.07.2019 «О передаче сведений»). Указанным письмом получена следующая информация: В связи с истечением срока действия лицензий на право эксплуатации РИ и на право обращения с радиоактивными веществами при их транспортировании (далее – лицензии) ООО «ТНГ-АлГИС» 19.02.2019 были поданы в центральный аппарат Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному (далее - Ростехнадзор) надзору документы на получение новых лицензий (заявление №184). Пакеты обосновывающих документов на лицензирование приняты 04.04.2019 (заявление № 409) на право эксплуатации РИ и 25.04.2019 (заявление № 410) на право обращения с радиоактивными веществами при их транспортировании. Указанные обосновывающие документы на лицензирование приняты и в настоящее время находятся на рассмотрении в центральном аппарате Ростехнадзора. Проводится экспертиза обоснования безопасности деятельности в области использования атомной энергии экспертной организацией АО «НЦ «Техэкспертиза». По истечения срока действия лицензий в ООО «ТНГ-АлГИС» издан внутренний приказ от 03.06.2019 № 603 «О приостановлении деятельности по эксплуатации РВ III категории радиационной опасности», которым с 04.06.2019 приостанавливается эксплуатация РИ третьей категории радиационной опасности до получения разрешительных документов. Этим же документом ответственным лицам указано на усиление мер по обеспечению физической защиты радиоактивных веществ, в том числе на территории Иркутской области и Республике Саха (Якутия). 17.05.2019 Решением Волжского МТУ по надзору за ЯРБ № ВУ РО-0507 ООО «ТНГ-АлГИС» зарегистрировано в качестве организации, осуществляющей деятельность по эксплуатации РИ, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории радиационной опасности. В период с 01.07.2019 по 05.07.2019 в ООО «ТНГ-АлГИС» Межрегиональным отделом инспекций в Чувашской Республике, Республиках Марий Эл и Татарстан была проведена выездная внеплановая проверка. По результатам проверки было выявлено нарушение обязательных требований Федерального закона № 170-ФЗ от 21.11.1995 «Об использовании атомной энергии» - хранение РИ без специального разрешения (лицензии). Было выписано предписание № 18-54 от 05.07.2019 об устранении нарушения до 06.09.2019. Составлен протокол об административном правонарушении № ВУ-ПР-076-2019 от 04.07.2019 в отношении юридического лица. По информации ООО «ТНГ-АлГИС» вывоз РИ с территорий Иркутской области и Республике Саха (Якутия) в места хранения в летний период не представляется возможным, в связи с отсутствием дорог.
1 августа 2019 года От генерального директора ООО «НЭН» поступил вопрос об оценке требований проектной организации АО «АтомПроект». Ответ: Сообщаем, что Управление не уполномочено оценивать требования проектных организаций. Проектная документация, разработанная для строительства объекта использования атомной энергии, должна пройти государственную экспертизу в Федеральном автономном учреждении «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ»). Реализация проектной документации возможна после получения положительного заключения государственной экспертизы. При проведении контрольно-надзорных мероприятий на объекте капитального строительства, в отношении которого организован федеральный государственный строительный надзор, положительное заключение государственной экспертизы будет являться подтверждением того, что проектная документация разработана с соблюдением установленных требований.
26 августа 2019 года Из Регионального отделения ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Новосибирской области поступило жалоба от жителей ж/м Нижняя Ельцовка по вопросам: незаконной вырубки многолетних деревьев под строительство многоэтажных домов на бывшей территории пионерского лагеря «Юный медик»; незаконно организованного места под снегаоотвал, размещенного в Советском районе, напротив бывшей территории пионерского лагеря «Юный медик». Ответ: Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 № 242, Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований норм и правил на объектах использования атомной энергии. Контроль за выдачей разрешений на вырубку леса, строительство жилых домов, контроль за загрязнением окружающей среды, состоянием воздуха и почвы, не входит в установленную сферу деятельности Управления. Решение поставленных в обращении вопросов находится в компетенции соответствующих органов исполнительной власти, в которые Региональным отделением ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» обращение также было направлено.13 ноября 2019 года От гражданина, проживающего в городе Новосибирске, поступил вопрос: в средствах массовой информации прозвучало, что у нас в России создается плавучая атомная станция. Не могли бы Вы рассказать о ней подробнее? Ответ: Исходя из информации Концерна «Росэнергоатом» можем сообщить следующее. Речь идет о первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов», которая будет расположена в г. Певек (Чукотский автономный округ). Станция оснащена двумя судовыми реакторами типа КЛТ-40С. Аналогичные реакторные установки имеют большой опыт успешной эксплуатации на атомных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» и лихтеровозе «Севморпуть». Электрическая мощность станции составит 70 МВт. Плавучий энергоблок сооружается промышленным способом на судостроительном заводе и доставляется к месту размещения морским путем в полностью готовом виде. На площадке размещения строятся только вспомогательные сооружения, обеспечивающие установку плавучего энергоблока и передачу тепла и электроэнергии на берег. Назначенный срок службы станции – 40 лет; назначенный срок службы до заводского ремонта – 12 лет; время работы реакторных установок между перезагрузками активной зоны – 3 года. Перезагрузка активной зоны и хранение отработанного топлива осуществляется на борту станции. После окончания эксплуатации станция должна утилизироваться на специализированном предприятии. Строительство первого плавучего энергоблока началось в 2007 году на ОАО «ПО «Севмаш», в 2008 году проект был передан ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. 30 июня 2010 года состоялся спуск на воду плавучего энергоблока. В июле 2016 г. на первом в мире плавучем энергоблоке начались швартовные испытания. 19 мая 2018 года единственный в мире атомный плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов», покинувший 28 апреля 2018г. территорию Балтийского завода, успешно пришвартовался в Мурманске, на площадке ФГУП «Атомфлот» (дочернее подразделение Росатома), где состоялась загрузка ядерного топлива. А в сентябре 2019 года ПЭБ «Академик Ломоносов» досрочно успешно пришвартовался в месте своего основного базирования - в г. Певек Чукотского автономного округа.
13 ноября 2019 года От гражданки, проживающей в городе Новосибирске, поступил вопрос: какие документы должен направить застройщик или технический заказчик в орган, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, перед началом строительства объекта использования атомной энергии? Ответ: В случае если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в орган, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: 1) копия разрешения на строительство; 2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; 3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; 4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; 5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
13 ноября 2019 года От гражданки, проживающей в городе Новосибирске, поступил вопрос: в Указе Президента Российской Федерации № 585 13 октября 2018 г. «Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу», наиболее полно определены проблемы в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, в том числе решаемые в отношении объектов ядерного наследия. Как решаются данные проблемы в нашем регионе? Ответ: В первые три года реализации ФЦП ЯРБ-2 (Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года») из 133 мероприятий государственные заказчики развернули работы по 85, в том числе Госкорпорация «Росатом» – по 63 мероприятиям, Минпромторг России – по 5 мероприятиям, Минобрнауки России – по 8 мероприятиям, ФМБА России – по 6 мероприятиям, Ростехнадзор – по 3 мероприятиям. Из средств федерального бюджета на данные мероприятия было направлено 43,5 млрд рублей, из внебюджетных источников –47,4 млрд рублей. Степень достижения основной цели ФЦП ЯРБ-2 на 2018 год составила 12,2% при плановых 10,6%. Перевыполнение связано с увеличением темпов и объемов работ, обусловленным перераспределением финансирования из федерального бюджета и привлечением финансирования из внебюджетных средств на реализацию приоритетных мероприятий, обеспечивающих достижение целевых показателей. Обращение с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ)Значительные усилия на начальном этапе реализации ФЦП ЯРБ-2 были сосредоточены на создании Опытно-демонстрационного центра (второй пусковой комплекс) по переработке ОЯТ (ОДЦ) на основе инновационных технологий на ФГУП «ГХК» мощностью 255 тонн в год, принятые технологические решения которого позволят сократить объемы образующихся РАО (радиоактивные отходы). К концу 2018 года была реализована большая часть строительно-монтажных работ, ввод в действие намечен на 2020 год. Консервация пунктов размещения особых РАО Масштабные работы проводились на бассейнах-хранилищах РАО Б-1 и Б-25 АО «СХК». Бассейны представляют собой открытые хранилища ЖРО (жидкие радиоактивные отходы), по дну и откосам которых уложены глиняные экраны. Емкость бассейнов составляет 150 тыс. куб. м и 130 тыс. куб. м соответственно. В рамках ФЦП ЯРБ был завершен первый этап проекта консервации бассейна Б-1 – перекрытие (засыпка) акватории бассейна с целью снижения уровня радиационного воздействия на персонал, а также удержания радиоактивной пульпы на дне бассейна. С 2016 года в рамках ФЦП ЯРБ-2 начат 2 этап проекта по работам на бассейне Б-1 – окончательная консервация бассейна и устройство верхнего изолирующего экрана. Продолжались работы, финансируемые из средств резервов Госкорпорации «Росатом» и собственных средств АО «СХК», по следующим мероприятиям: • реконструкция площадки №13 РХЗ; • консервация наземных ХТРО (хранилище твердых радиоактивных отходов) площадки 16; • вывод из эксплуатации установки по производству высокообогащенного урана (М2079). В 2018 году на Б-1 проведены работы по укладке глиняного экрана, который предотвращает проникновение атмосферных осадков. На 2019-2020 годы запланировано продолжение работ: будет уложен защитный слой толщиной 1 метр поверх глиняного экрана с целью защиты его от внешних воздействий, оборудована система контроля радиационной безопасности для мониторинга законсервированного объекта, а также дренажная система вокруг бассейна для отвода и атмосферных осадков. В итоге по завершению работ по консервации бассейн Б-1 будет выглядеть как «небольшой» холм с посаженной травой. Развитие инфраструктуры захоронения РАО ФЦП ЯРБ-2 предусмотрено два мероприятия по созданию инфраструктуры захоронения РАО: объекта окончательной изоляции РАО (пункта глубинного захоронения РАО) 1-го и 2-го классов и пунктов окончательной изоляции твердых радиоактивных отходов 3-го и 4-го классов. Работы по созданию ПЗРО (пункт захоронения радиоактивных отходов) финансируются из двух источников – за счет созданного специального резервного фонда и за счет средств федерального бюджета. Строительство пункта глубинного захоронения РАО класса 1 и 2 в период 2016-2018 годы развивались по нескольким направлениям. ФГУП «НО РАО» в рамках своих обязанностей и полномочий осуществило все необходимые процедуры для получения лицензии на сооружение Подземной исследовательской лаборатории в Нижнеканском массиве (г. Железногорск, Красноярский край) в рамках создания ПГЗРО (пункт глубинного захоронения радиоактивных отходов), определил организацию, которая будет осуществлять проектное и строительное сопровождение, и начал строительство ЛЭП для энергообеспечения работ. Вывод из эксплуатации зданий и сооружений В тот же период завершен первый этап работ по выводу из эксплуатации производства тепловыделяющих элементов для промышленных уран-графитовых реакторов ПАО «НЗХК». За 2016-2018 гг. были выведены из эксплуатации 5 зданий, включая здание 73 – основной производственный корпус по выпуску ТВЭЛов из природного урана. Продолжающиеся работы по выводу из эксплуатации ядерных и радиационно опасных объектов (ЯРОО) На ряде объектов работы по выводу из эксплуатации начаты в 2016 году и, ввиду своей сложности, масштабности и уникальности, продолжаются до сих пор. На АО «АЭХК» продолжаются работы по выводу из эксплуатации корпуса 4 (здание 804) с плановым завершением работ в 2019 году. Ввиду того, что длина корпуса составляет 1 км, демонтаж конструкций выполняется поэтапно (по участкам). Выполняется дезактивация загрязненных поверхностей для сокращения объемов образующихся РАО от строительных конструкций. Демонтируется крыша на очередном участке выполнения работ, затем на данном участке демонтируются металлоконструкции и конструкции здания до нулевой отметки, после выполняется выемка конструкция фундамента. Достигнутые результаты и выполненный задел по основным направлениям ФЦП ЯРБ-2 позволяют с оптимизмом смотреть в будущее и гарантировать достижение запланированных результатов при выделении бюджетных ассигнований в годовых объемах, предусмотренных на реализацию ФЦП ЯРБ-2.
18 ноября 2019 года От гражданина поступил вопрос о необходимости оформления организации лицензии или допуска на монтаж и наладку автоматизированной системы управления технологическими процессами в одном из цехов металлургического комбината, включающей в себя изотопный измеритель зольности угля. Ответ: Для проведения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ в отношении измерителя зольности (т.е. изделия, в котором содержатся радиоактивные вещества) необходимо наличие лицензии на выполнение соответствующих видов работ в области использования атомной энергии. По этому поводу в пункте 75 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» (НП-038-16)* сказано: «Монтаж радиациионного источника** (РИ), проверки и испытания его систем и элементов, важных для безопасности, должны проводиться работниками (персоналом) организации, эксплуатирующей РИ, имеющими соответствующую квалификацию и в установленном порядке, допущенными к проведению таких работ, или с привлечением специализированных организаций, имеющих разрешения (лицензии) на выполнение соответствующих видов работ». * - «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников» утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 сентября 2016 года N 405, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 октября 2016 года, регистрационный N 44120. ** - Понятие «радиационный источник» определено в ст. 3 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» (ФЗ-170): радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.
25 ноября 2019 года От организации поступил вопрос: организация планирует принять участие в качестве Генподрядчика на объекте «Специализированный медицинский центр «Центр молекулярной визуализации» (ПЭТ-Центр»). Наша компания имеет лицензию на выполнение работ СДВ-У-02-210-2372 от 21.10.2016 г. на право сооружения радиационных источников. Просим разъяснить, требуется ли наличие лицензии на право сооружения радиационных источников у привлекаемых нами субподрядных организаций и индивидуальных предпринимателей при проведении работ на данном объекте. Ответ: В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются органами государственного регулирования безопасности. Лицензии выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям (юридическим лицам), выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии, при условии их соответствия лицензионным требованиям. Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.
25 декабря 2019 года ЦЛАТИ по Енисейскому региону в рамках Федеральной программы «Чистый воздух» приобретает Хроматограф газовый GC-2014, который имеет в своем составе детектор электронного захвата, содержащий радионуклидный источник пятой категории. Просит направить информацию о порядке проведения регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники пятой категории радиационной опасности.
Ответ: В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 № 170-ФЗ, обращение с радиоактивными веществами и эксплуатацию радиационных источников могут осуществлять юридические лица, которые имеют соответствующие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или зарегистрированные в порядке и случаях, предусмотренных статьей 36_1 этого Федерального закона. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. № 1184 юридическое лицо ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» зарегистрировано, как организация, осуществляющая деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (Решение № 535 от 19.12.2018). В связи с вышеизложенным, право на приобретение Хроматографа газовый GC-2014 имеет ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО». Для осуществления деятельности филиала ЦЛАТИ по Енисейскому региону, связанного с эксплуатацией Хроматографа газового GC-2014, ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» необходимо внести изменения в реестр организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности путем внесения в него структурного подразделения - филиала ЦЛАТИ по Енисейскому региону. |